БЕЗЗАЩИТНЫЙ ГОСБЮДЖЕТ
У главного документа страны больше противников, чем сторонников<br>
Рассмотрение проекта первого в новейшей истории страны бюджета-трехлетки почти началось. Почти - потому что вчера в Госдуме, которая должна проект отшлифовать и огранить, как опытный ювелир из алмаза делает бриллиант, не было половины депутатов во главе со спикером Борисом Грызловым. Что дало парламентскому лидеру КПРФ Геннадию Зюганову повод едко заметить: "Они уже все давно поделили. Это рассмотрение носит сугубо формальный характер".
Вообще-то депутатов можно понять. Еще не поступив в Думу, этот проект уже стал непопулярным в самых широких кругах. Понятно, что Геннадий Зюганов обязан критиковать бюджет в силу своей партийной должности, но его критика на этот раз отличается особой меткостью: "По сути, это даже не бюджет застоя. Это бюджет дальнейшей стагнации, потому что основные финансовые ресурсы стерилизуются и расходуются по новым фондам. Для правительства в бюджете ничего нет: ни сельского хозяйства, ни станкостроения, ни самолетостроения. Сельское хозяйство загнется окончательно. 30 самолетов не смогут спасти страну, когда 300 будут списаны в ближайшие 2-3 года. Это бюджет не Путина - Фрадкова, а скорее бюджет другого преемника по фамилии Кудрин".
С думским лидером КПРФ солидарен директор института экономических стратегий РАН Александр Агеев: "Законопроект (бюджета. - Ред.) сохраняет пороки всех прежних федеральных бюджетов. Это бюджет древнего патриархального государства, а вовсе не бюджет развития. Как во времена Екатерины II, когда подавляющая часть расходов направлялась на финансирование вооруженных сил, содержание двора и сбор налогов. На социальное развитие выделаются крохи. Здравоохранение, образование и наука по-прежнему недофинансируются".
По мнению зампреда думского Комитета по делам женщин, семьи и детей Нины Останиной, бюджет "не отвечает задачам, сформулированным в послании президента Федеральному собранию". А именно: детские пособия "замораживаются" на нынешнем уровне - их не только не будут увеличивать, но даже индексировать на уровень инфляции, резерв на выплату материнского капитала уменьшен втрое - с 170 миллиардов рублей до 55.
Уничтожительной и детальной критике подвергла проект "трехлетки" Федерация независимых профсоюзов России.
Выступлений в защиту бюджета практически нет. Когда начнется обсуждение в Думе, выйдут на трибуну и защитники, но пока что с похвалами главному финансовому документу страны выступает только один человек - его автор министр финансов Алексей Кудрин. По его словам: "Мы шаг за шагом обходим по покупательной способности развивающиеся экономики. Россия уже обогнала экономику Италии, а к 2010 году догонит и перегонит Францию (А. Кудрин не уточняет, по каким именно показателям. - Ред.). Мы уже стали одной из крупных экономик мира". Так же министр отмечает, что в период с 1998 года в 8 раз выросли активы российских банков (то есть мы уже обогнали Чехию, Словакию и Польшу), приток капиталов в прошлом году составил 41 миллиард долларов, а в этом году уже 30 миллиардов. Растет фондовый рынок, капитализация российских компаний и другие макроэкономические показатели.
Вот за это самое - за исключительно макроэкономический подход - и ополчились на "кудринский бюджет" экономисты, коммунисты, профсоюзники и немалая часть депутатов Думы. По их мнению, рост покупательной способности обеспеченной части общества идет за счет того, что недоплачиваются зарплаты другой части общества - рядовым наемным работникам, бюджетникам, беспрецедентно малы даже по меркам слаборазвитых стран пенсии. Доходы наиболее и наименее обеспеченных слоев населения различаются в 15 раз по официальным данным, по подсчетам независимых специалистов - в 30 раз (нормой для Западной Европы и США считается 3-5-кратный разрыв, 6-кратный - уже критической величиной, чреватой социальными потрясениями).
В нынешнем году социальные расходы бюджета составят 15 процентов. К 2010 году - 14 процентов.
Россия остается единственным в СНГ государством, где минимальный размер оплаты труда ниже прожиточного минимума. Пенсии равны 24,6 процента от средней заработной платы по стране (по международным нормам они должны составлять 40-50 процентов среднего заработка).
Программы капитального ремонта жилого фонда, инженерных коммуникаций будут, по идеологии бюджета, финансироваться за счет роста жилищных и коммунальных тарифов.
Федеральный бюджет охотно перекладывает социальные расходы на региональные бюджеты, а поскольку там денег часто не хватает, в регионах не финансируются национальные проекты по образованию и здравоохранению, не получают положенных выплат ветераны, семьи, имеющие детей.
Критиковать бюджет и с социальных позиций, и с позиций сторонников государственной поддержки экономики можно долго. Проще ответить на вопрос: какова идеология этого громадного бюджета, в котором ни на что не хватает денег?
Если посмотреть публичные выступления Алексея Кудрина за последние пять лет, легко убедиться, что все мысли и страхи министра финансов сводятся к инфляции. Как в свое время раздутый оборонный бюджет СССР оправдывали лозунгом: "Только б не было войны", так и сейчас Минфин готов пойти на любые жертвы, только чтобы снизить инфляцию. Повысить пенсии нельзя - пенсионеры станут чаще ходить в магазины и спровоцируют инфляцию. Дать деньги сельском хозяйству - инфляция вырастет. По тем же соображениям нельзя поддерживать промышленность, науку. Социальные расходы, с точки зрения Алексея Кудрина, вообще самые вредные: деньги вкладываются, а отдачи никакой.
По мнению противников "кудринского бюджета", все обстоит наоборот. Социальные расходы - это вложения в человеческий капитал. Здоровый и обученный человек будет и хорошим работником, и исправным налогоплательщиком. Деньги на поддержку промышленности также вернутся сторицей.
Алексея Кудрина с его страхом перед инфляцией переубедить практически невозможно. Когда дело касается Стабилизационного фонда или пенсий, он не то что депутатам, а даже своему прямому начальнику - главе правительства отказывает.
Сумеют ли что-то изменить депутаты в ходе трех слушаний? Возможность у них есть (вплоть до отказа рассматривать сырой документ и возвращение его на доработку).
Главные показатели трехлетнего бюджета
2008 год: доходы - 6,673 трлн рублей (19,1% ВВП), расходы - 6,5 трлн рублей (18,6% ВВП).
2009 год: доходы - 7,421 трлн рублей (18,8% ВВП), расходы - 7,361 трлн рублей (18,6% ВВП).
2010 год: доходы - 8,35 трлн рублей (18% ВВП), расходы - 7,995 трлн рублей (18% ВВП).
Верхний предел государственного внешнего долга РФ на 1 января 2009 года установлен в размере 1 трлн 132,4 млрд рублей, на 1 января 2010 года - 1 трлн 164,5 млрд рублей, на 1 января 2011 года - 1 трлн 232,9 млрд рублей.