УХОДЯЩАЯ НАТУРА "ЛЕНФИЛЬМА"
Старейшая киностудия страны может лишиться своих реликвий<br>
Сейчас о "Ленфильме" много говорят главным образом в связи с предстоящей приватизацией. Кино здесь продолжает сниматься, в павильонах строятся декорации к будущим съемкам. Но и ленфильмовцы, и публика, далекая от кино, заинтересованно ждут, кто же станет владельцем старейшей в стране киностудии. Кем бы он ни был, ясно одно: "Ленфильм" уже не будет таким, как сейчас. Что-то перевезут, что-то отремонтируют до неузнаваемости и попутно исчезнут многие "артефакты", способные рассказать об истории киностудии. Бросить ностальгический взгляд на приметы прошлого "Ленфильма" корреспонденты "НВ" отправились вместе с историком студии, киноведом Александром Поздняковым.
МОНАХИНЯ "СОВКИНО"
На Каменноостровском проспекте, бывшем Кировском, а до этого на улице Красных Зорь, "Ленфильм", в ту пору носивший название "Совкино", поселился в конце 1924 года. Постепенно все меньше оставалось напоминаний об увеселительном саде "Аквариум", его театрах, о многих других заведениях купца Георгия Александрова. В начале 1930-х годов была снесена часовня Выксунской Божией Матери, построенная в 1910 году Павлом Мульхановым. И вплоть до самых последних дней, когда вокруг уже сновали кинематографисты и снимались картины, которые войдут в историю кино, здесь обитала пожилая монахиня, питавшаяся тем, что пожертвуют люди.
- Ее хорошо помнила моя родственница Вера Васильевна, вдова художника Тимофея Ксенофонтова, - говорит Александр Поздняков. - Она жила на Ружейной, по соседству (ныне ул. Мира. - Прим. авт.).
Часовня примыкала к торговым местам "Русского базара", располагаясь в нескольких шагах от здания рынка, возведенного для Александрова тоже Мульхановым. Сейчас о ней напоминают только старые фотографии. Кто знает, что побудило купца Александрова выстроить часовню именно в честь Выксунской Божией Матери? То ли родом он был из небольшого села Выкса, что в Нижегородской губернии, то ли какие-то воспоминания связывали его с Иверским женским монастырем, где находилась чудотворная икона Богородицы и где жил знаменитый старец Варнава... Именно в этой часовне отпевали скончавшегося в ноябре 1912 года купца и мецената, ныне покоящегося на Смоленском кладбище.
ИЗЛИШЕСТВА РОТОНДЫ
Гораздо дольше простояла белоснежная полуротонда, вместе со стеной и решеткой отделявшая сад "Аквариум" от проспекта.
- Постепенно она лишалась декоративных элементов убранства, - рассказывает Александр Николаевич. - Исчезли причудливые пинакли, красивая изломанная крыша, затейливая надпись "Акварiумъ" в стиле ар нуво. В изгибах ее галерей висели большие фотографии фильмов, снимающихся на "Ленфильме". В конце концов на ней остались только афиши.
Разобрали полуротонду в 1956 году, когда было завершено строительство белоколонного портика киностудии, - для того чтобы открыть вид с проспекта на него.
- Архитектор Петров рассказывал мне, что над тимпаном в проекте красовалась лира, но ее зарубили как элемент украшательства, - продолжает Поздняков. - Статуи в нишах тоже не были реализованы - в воздухе уже носились ветры хрущевской борьбы с "излишествами". Мне еще покойный оператор Юрий Воронцов, снимавший картины Виктора Аристова и Вячеслава Сорокина, рассказывал: "Ухожу вечером со студии - стоит ротонда, утром иду на студию - нет ротонды". Ее действительно очень быстро разобрали.
Пару лет назад у руководства киностудии возникла идея восстановить это сооружение. Шли серьезные переговоры со строительными компаниями. Но сейчас все эти планы до поры до времени отложены в стол - есть вопросы куда более важные, касающиеся предстоящей приватизации киностудии.
БЕЗЫМЯННОЕ ПАННО
Мы идем по бесконечным коридорам студии. При взгляде на мраморную облицовку стен и ступени некоторых лестниц испытываешь чувство дежа-вю. Травертиновые стены у ателье озвучания до боли напоминают материал, которым облицованы пилоны платформы метро "Горьковская", а мрамор ступеней лестницы в главном корпусе ничем не отличается от того, что можно видеть на "Балтийской". Не исключено, что остатки облицовочного материала метрополитен в 1960-е годы уступил "Ленфильму".
На стене одной из лестничных площадок по пути в конференц-зал десятки лет висит большое панно с видом Петропавловки, сделанное из гнутой металлической проволоки на щите из лакированных деревянных досок.
- Выполнено это в 1960-е годы в стиле графического минимализма эпохи "сурового стиля", - поясняет Александр Николаевич. - К сожалению, даже не знаю имени художника. Уверен, что это кто-то из наших, ленфильмовских.
Главный корпус с колоннами был построен в 1956 году. И все интерьеры, декор проникнуты атмосферой 1960-х годов. Окна читального зала ленфильмовской библиотеки находятся прямо над центральным входом. Отсюда лучше всего видны мельчайшие детали коринфских капителей, венчающих знаменитые колонны. На столах в читальном зале лампы с зеленым абажуром, стройные колонны соседствуют с высокими книжными стеллажами. Здесь бывали все самые известные и именитые. Режиссеры изучали наследие предшественников и штудировали классику в поисках героев, художники искали изображения старинных костюмов и интерьеров, чтобы с доскональной точностью передать в будущем фильме дух той или иной эпохи.
- Наш фонд насчитывает около 80 тысяч единиц, - рассказывает заведующая библиотекой Алла Пугина. - Много журналов дореволюционной поры, старинных модных журналов. Иллюстрированные издания очень помогают в подготовке к съемкам.
Дальше по коридору наталкиваемся на металлический шкафчик у стены. Это не что иное, как старый, но все еще действующий телефонный коммутатор. На дверце легко читается: "Ахтырский чугунно-литейный механический завод. НКС. Город Ахтырка Харьковской обл.". А вот старинная кнопка противопожарной сигнализации. Такие сейчас редко где увидишь.
Есть здесь и дореволюционные отголоски: лестничные перила, едва различимые пилястры и заложенные арки на стенах бывшего театра "Аквариум", которые десятилетиями были скрыты огромным экраном. Даже остались старые металлические стойки из "Железного театра"! Вряд ли эти "былого следы" в случае перестройки четвертого павильона сохранятся.
О ВОЙНЕ И ЗНАМЕНИТОМ ФАБРИКАНТЕ
Во внутренних двориках "Ленфильма" эдаких "приветов из прошлого" не меньше, чем в павильонах. Александр Николаевич прикрывает одну из распахнутых дверей и показывает нам непонятное устройство на стене - огромное металлическое блюдо, напоминающее те, что были на старинных будильниках, только побольше. Оказывается, сигнал воздушной тревоги, который, к счастью, уже давно бездействует. И это не единственный отголосок военных времен. В подвале 5-го павильона находилось бомбоубежище. Вплоть до перестройки там проводились занятия по гражданской обороне для сотрудников "Ленфильма". Здесь же люди спасались от бомбардировки в годы Великой Отечественной.
У бывшего рынка стоят три пушки эпохи Первой мировой. Редкий фильм о революции обходился без них. Само здание рынка купца Александрова сейчас переживает период полной реконструкции. Над центральным входом в 5-й павильон виднеется поврежденная временем старая эмблема "Ленфильма". До революции здесь красовалась другая надпись - "Петроградский центральный рынок Г.А. Александрова", которая хорошо видна на старых фотографиях.
Заходим в ленфильмовскую типографию. Нам показывают поистине уникальную вещь - массивный типографский пресс середины XIX века, украшенный двуглавым орлом. Рядом выпуклыми буквами - имя знаменитого инженера и фабриканта Франца Сан-Галли, на заводе которого были отлиты ворота и решетки знаменитых петербургских дворцов и парков.
- Он ни разу не требовал ремонта, - поясняет хозяйка раритетного пресса, начальник типографии Татьяна Михайловна Бунцева. - Даже болты ни разу не подкручивали. Думаю, мир уйдет в небытие, а этот пресс так и останется в рабочем состоянии...
Новые времена диктуют новые решения. И то, что все эти "артефакты" не войдут в новую историю "Ленфильма", естественно и совсем не трагично. Но что тогда расскажет о его прошлом, кроме книг, фотографий и кинопленки?