БАЛКАНСКИЕ ВЕТРЫ У НАШИХ БЕРЕГОВ

Фестиваль "Балканское театральное пространство" лишний раз доказал, что пространство культуры одно на всех.<br>

Так, Александр Морфов, главный режиссер Театра им. Комиссаржевской, возглавляет и Национальный театр в Софии. В спектакле этого театра "Изгнанники" повесть болгарского классика Ивана Вазова разыграна на стыке плаката и пародии. Сюжет начала века о революционном брожении среди болгарских эмигрантов, живущих в Румынии без прав и без средств, одной мечтой об освобождении родины от турок, превращен в перманентную игру. Где бы ни собирались "хъшове" - бродяги и пьяницы, копеечные торгаши и неведомые миру поэты, - они играют в революцию. Революционный театр разыгрывают герои в жизни и на сцене: нам с тыла показывают любительский спектакль, в котором они импровизируют сюжет лубочного действа о низвержении турецкого паши. Продолжение постановки - на железнодорожной платформе, с помощью которой все изгнанники задумали вернуться под знаменем, сварганенным из красной юбки, в порабощенную Болгарию. Режиссурой спектакля открыты клапаны, выпускающие пар национального чувства, и при этом использована палитра комедийных красок - от иронии до сатиры. Комедийные приемы отыгрываются в двух вариантах гоголевской "Женитьбы". Национальный театр Сербии привез постановку Славенко Славетивича, в которой молодым актерам предложена эксцентрическая задача вырастить образы персонажей из зерна того или иного животного. Вечная история безнадежного сватовства: квочка-куколка Агафья Тихоновна никогда не составит пару с кроликом Подколесиным, легко выпрыгивающим в окошко на трехметровой высоте. В болгарской постановке "Женитьбы" известного московского режиссера Юрия Погребничко несовместимость героев решается тонкими перепадами психологических состояний. Пара: Подколесин - седобородый рефлексирующий интеллигент и Кочкарев - неотразимый рокер в серьгах - составляют идеальный тандем, и бедная испуганная Агафья Тихоновна влюбляется сразу в обоих. Фестивальная программа представила срез мировой классической драматургии от словенских "Вакханок", где трагедия Еврипида обрела форму красочного шоу, оснащенного наисовременнейшей сценической техникой, до скромного спектакля из Македонии по пьесе Ионеско "Стулья". Замечательная актриса Йоанна Поповски вела лирическую партию в абсурдистском дуэте супругов. Конечно, не обошлось и без "Гамлета". Их было даже два, и оба явились версиями трагедии в новом историческом контексте. "Спектакль "Гамлет" в деревне Мрдуша Донья" по пьесе Иво Брешана увязал классическую трагедию с реалиями хорватской деревни при социализме, когда и Шекспира нужно было адаптировать в балаганно-агитационное действо. Режиссер Лари Заппиа показал эту ситуацию с комическим заострением. Амбициозный замысел боснийского режиссера Хариса Пашовича декларирует глобальную проблему мусульманского пути и переносит действие "Гамлета" в Турцию, в османский двор. Ориентальный колорит: яркие одежды, томная живая музыка, японские кимоно и восточные единоборства - таков этнографический гламурный набор, призванный модернизировать действие скорее рутинное, чем авангардное. Блестящий пример концептуальной композиции на основе классического текста дан спектаклем "Нора" Черногорского национального театра. Режиссер Бранислав Мичунович поместил героев пьесы Ибсена в курилку на корпоративной вечеринке, где они, покуривая, выясняют свои непростые отношения. Все линии пьесы спрессованы единством времени и места. Прекрасные актеры сыграли спектакль в стилистике документальной зарисовки динамично и эффектно. Освоение балканского театрального пространства Петербургом только начинается. Если у фестиваля будет продолжение, хотелось бы увидеть на нем современные пьесы, поставленные молодыми режиссерами, узнать, чем живут там люди сегодня.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.