"ВРЕМЯ КАБИНЕТНОГО МЕНЕДЖМЕНТА ЗАКОНЧИЛОСЬ"

Недоброжелатели называют директора Соловецкого музея-заповедника коммерсантом, а он уверен, что для развития <br>

Соловецкий музей-заповедник, расположенный в одном из самых сакральных и насквозь переплетенных с национальной историей мест России, отметит в этом году свой 40-летний юбилей. Об успехах и перспективах этого комплекса рассказал корреспонденту "НВ" его директор Михаил ЛОПАТКИН. учреждений культуры необходимо создать им новый имидж - Михаил Васильевич, для многих было неожиданностью, когда в ноябре 2006 года вы вдруг почти на полгода возглавили второй из двух музеев федерального значения, расположенных в Архангельской области, - крупнейший в стране музей деревянного зодчества "Малые Корелы". Это назначение было обусловлено вашими соловецкими успехами? - Возможно. В музее "Малые Корелы" на тот момент сложилась не очень хорошая ситуация - все-таки возраст прежнего руководителя говорил сам за себя. Там просто нужны были перемены. Мне поступило предложение из Федерального агентства по культуре, и я согласился. Одна из идей заключалась также в более тесной интеграции наших двух музеев, и за прошедшее время нам удалось наладить их продуктивное взаимодействие. У "Корел" появилась своя стратегия, программа развития - то, чего нет у других музеев региона. Хотя как раз наш статус музеев, напрямую подчиненных Москве, позволяет, казалось бы, и не обсуждать с общественностью и местными властями своих планов. Но именно эти два объекта составляют, по большому счету, культурный имидж Архангельской области. За время своей работы в "Малых Корелах" мы создали элементарную организационно-правовую базу для деятельности музея. - Все это и есть новая школа культурного менеджмента? - Время кабинетного менеджмента, когда начальник просто периодически "строит" своих подчиненных, закончилось! Важна работа за пределами музея, направленная на изменение окружающей культурной среды. Мы должны заниматься формированием другого имиджа музея, чтобы человек шел к нам, зная, что его тут любят не из-за того, что он заплатит деньги, а по самой сути нашей работы! Для кого храним-то? Говорят: музейные коллекции - не трожь, это для вечности! А по Конституции каждый человек имеет право на доступ к культурным ценностям - мы не соблюдаем Основной закон страны! Тогда давайте создавать электронные каталоги, в которых будут доступны для каждого все музейные фонды! Вообще, задача даже маленького музея - не развитие одного из его направлений деятельности, а создание перспективы для него как института, системы. По-другому конкурировать уже невозможно. Сегодня нужен волевой менеджмент - иногда в рассуждениях о высоком и вечном мы элементарно упускаем то, что делаем! Это не значит, что я менеджер, которому понятие вечного чуждо в принципе. Ведь в любом случае, развивая музей, мы сохраняем его коллекции и памятники. А это и есть главная его цель как общественного института. Может ли кто-то из моих коллег похвастаться, что к нему просто пришел представитель так называемых "олигархов" и дал пять миллионов рублей? Я говорю о благотворительном взносе Михаила Семеновича Рудяка, и мне хочется, чтобы имя человека, которого, к сожалению, уже нет с нами, ассоциировалось с музеем не только в этот год. Он дал музею деньги не за красивые глаза, а исходя из собственного понимания того, что все это нужно сохранить! Эти средства пойдут и на празднование юбилея Соловецкой школы юнг, воспетой в знаменитой книге Пикуля, и на очередную Соловецкую парусную регату. - Недоброжелатели действительно называют вас "коммерсантом" и обвиняют в том, что вы мало внимания уделяете научной работе... - Самый лучший показать работы музея - количество коллекций, введенных им в научный и культурный оборот. Сейчас считается, что, если из собрания музея выставлено 10-20 процентов - это супер-показатель! Научной деятельностью можно заниматься по-разному. Когда она становится самоцелью, то это уже не музей, а научно-исследовательская структура, и люди, которые этого не понимают, просто должны работать в другой организации. Главная задача музея, на которую должна быть направлена его научная деятельность, - сохранение и представление экспонатов для зрителя: именно на это отводятся бюджетные деньги, именно это записано в уставах. Так что если вы всех своих подчиненных посадите заниматься наукой... Да, это увлекательная работа, я сам долгие годы был научным сотрудником, и без моей работы, например, невозможно было бы восстановить на Соловках систему развески колоколов. Я занимался также хозяйственной деятельностью монастыря - и, став директором музея, я пытаюсь следовать историческим соловецким традициям. - Соловки - музей во многом уникальный. Как вам удается совмещать науку и религию? - В этом году мы совместно с церковью отмечаем 500-летие святителя Филиппа. И для меня, как человека православного, он прежде всего святой. Но есть у этого человека и другая сторона - это пример уникального топ-менеджмента, который вывел монастырское хозяйство на качественно иной, высочайший уровень. Я не "десакрализирую" святителя Филиппа, в чем меня иногда упрекают. Но нельзя отрицать, что в его лице православные ценности соединились с талантом управленца. Конечно, это не рай на земле - но пример того, что мотивацию к конкретным действиям создают духовные основания! - Как вообще складываются взаимоотношения музея с монастырем? - Сегодня понимание с монастырем уже есть и обусловлено хотя бы жизненной необходимостью. Я всегда считал, что война - это плохо, сотрудничество - хорошо. Хотя взаимное отчуждение действительно долгое время существовало, и оно было помножено на разность позиций, темпераментов и людей, и самих институтов. Сейчас эти отличия между нами лишь привносят колорит в наши отношения - того, что мы сделали вместе, нет во многих подобных музеях, это настоящие достижения. - Нет ли между музеем и церковью самой обычной конкуренции - ведь с каждым годом паломников на Соловки приезжает все больше, и сегодня их количество немногим уступает количеству туристов? - Конкурировать здесь невозможно, музей - это отлаженный механизм, профессиональный институт, который занимается приемом и обслуживанием посетителей, он для этого и создавался. И мы сегодня помогаем монастырю в плане информации и организации. При этом сами учимся у него, как нужно показывать объект, который является еще и храмом, как должен вести себя посетитель архитектурного комплекса, являющегося одновременно и православной обителью. Но конкурировать... Каждый год мы с монастырем подписываем соглашение, в котором четко оговорено, кто такой паломник и кто такой турист, - и мы не перебегаем друг другу дороги. При этом музей допускает паломнические группы во все свои экспозиции, монастырь - экскурсионные группы музея на свои объекты. - Чем будет ознаменован для музея начинающийся юбилейный сезон? - На днях в администрации области мы встречались с Кимом Кузнецовым, председателем совета ветеранов Соловецкой школы юнг; надеюсь, 65-летие школы, которое также приходится на этот год, - мы отпразднуем достойно. Впервые для экспозиции, посвященной деятельности школы во время войны, готовится отдельный павильон, с выходом к морю. В этом же году мы возродим Соловецкую школу юнг на новом уровне: она будет работать в режиме летнего лагеря. В августе пройдет традиционная Соловецкая регата, фестиваль бардовской песни, другие события. А год святителя Филиппа завершится конференцией, которая пройдет в декабре. СПРАВКА "НВ" В период летнего сезона 2006 года на Соловецких островах произведены раскопки трех памятников эпохи неолита. Найдено более 8000 предметов древности, в том числе уникальная для островов Белого моря коллекция керамики, бытовой и охотничий инвентарь. Также обнаружены две стоянки эпохи бронзы, где найдено около 50 артефактов. Возраст древнейшего из раскопанных в 2006 году памятников составляет около 5900 лет.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.