ЗОЛОТОЙ "ИЗГНАННИК"
Константин Лавроненко, исполнивший главную роль в фильме Андрея Звягинцева "Изгнание", завоевал "Золотую пальмовую ветвь" Каннского кинофестиваля<br>
Результатов Каннского международного фестиваля все ждали с огромным нетерпением, а российские кинематографисты - особенно. Четыре года подряд Россия вообще не принимала участия в престижном кинофоруме, и вдруг в конкурсную программу были представлены сразу два российских фильма (впервые за 30 лет!) - "Изгнание" Андрея Звягинцева и "Александра" Александра Сокурова.
Зарубежная пресса была в целом благосклонна к фильму Андрея Звягинцева. Например, восторженная рецензия появилась в International Herald Tribune, которая назвала картину "восхитительным и волнующим паззлом". Критик же из газеты Screen International увидел и сильную, и слабую стороны фильма: "Фильм подтвердил репутацию Звягинцева как мастера настроения и композиции, но тяжелая поступь и эпические размеры сделали просмотр испытанием на выносливость".
Но - победителей не судят.
С решением о присуждении Константину Лавроненко "Золотой пальмовой ветви" жюри определилось только часам к четырем дня в субботу. Актер, который к тому времени уже улетел на съемки, при всем желании не сумел бы прилететь за призом.
- Да мне и не хотелось ходить там, болтаться, показывать, что ты чего-то ждешь, это как-то... неверно и неприлично, - считает Лавроненко.
За три года, пока снималась картина, шведская актриса, партнерша Лавроненко Мария Бенневи, сумела выучить русский язык.
...Но каковы остальные итоги фестиваля? Жюри под председательством Стивна Фриза присудило "Золотую пальмовую ветвь" картине "4 месяца,
3 недели и 2 дня" румынского режиссера Кристиана Мунджиу. Вторую по значению награду - Гран-при Каннского смотра завоевал фильм японки Наоми Кавасе "Утренний лес". Приз за лучшую режиссуру вручили американцу Джулиану Шнабелю за фильм "Скафандр и бабочка". А приза за лучшую женскую роль была удостоена корейская актриса Чон До Ен - за работу в картине "Тайный свет".
Российский режиссер Павел Лунгин в этом году председательствовал в жюри конкурса дебютов "Золотая камера" - и лучшей в этом конкурсе была названа израильская картина "Медузы" Эдгара Керета.
Наконец, специально созданная в нынешнем году "Премия 60-летия фестиваля" была вручена режиссеру Гасу Ван Сэнту за картину "Параноид парк".
Киноведы и журналисты признали, что юбилейный Каннский фестиваль прошел во многом под девизом "Кино о молодых, кино для молодых и кино, созданное молодыми".
ИЗ ПЕРВЫХ РУК
АЛЕКСАНДР СОКУРОВ:
"ЗВЯГИНЦЕВ МОЖЕТ УТРАТИТЬ БДИТЕЛЬНОСТЬ"
Нам удалось связаться по телефону с Александром Сокуровым и получить его комментарии по поводу итогов Каннского кинофестиваля.
- Александр Николаевич, вы надеялись на успех?
- Нет, все было понятно заранее. Я не ждал победы, и потому даже не поехал на фестиваль.
- Не веря в победу, вы все-таки участвовали в фестивале, и не в одном - это уже пятая картина, которую вы показываете в Каннах, но только "Молох" в 1999 году получил приз за лучший сценарий. Все-таки участие важно для вас?
- Когда твою картину отбирают на фестиваль столь высокого статуса, это показатель качества и определенный пропуск в мировой прокат.
- Не все критики восторженно отзывались об "Изгнании". Например, каннские журналы отмечали отсутствие подлинной глубины и подверженность влиянию Тарковского...
- Тем не менее это победа всего нашего кинематографа. Правда, победа Константина Лавроненко в номинации "Лучшая мужская роль" меня несколько удивила. Я считаю, что столь скорый успех и первой картины Звягинцева "Возвращение", и успех "Изгнания" для режиссера - плохой признак. Он утрачивает бдительность и не настроен на настоящий поиск. То есть не очень хорошо, что его творческие задачи совпали с конъюнктурой продюсеров.