РЕЗОЛЮЦИЯ УЧАСТНИКОВ КРУГЛОГО СТОЛА
"ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ: НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ИЛИ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОВАЛ?"
Реализация национального проекта "Доступное жилье" требует серьезного пересмотра всей системы организации и финансирования жилищного строительства. Поставленная президентом РФ Владимиром Путиным задача по вводу в строй ежегодно 1 кв. м жилья на каждого гражданина России не может осуществляться без преобразований в правовом поле.
В связи с этим участники круглого стола предлагают:
НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ:
Создать систему эффективного ипотечного кредитования с участием государства, обеспечив получение населением ипотечного кредита на большой срок и под минимальные проценты. Создать государственные ипотечные агентства, оперирующие на рынке ценных бумаг, куда бы шли в оборот ипотечные закладные.
Содействовать созданию механизмов ссудо-сберегательных касс под надзором государства.
Сделать более доступной систему субсидий молодым семьям и низкооплачиваемым работникам бюджетной сферы для приобретения жилья.
Внести изменения в Градостроительный и Земельный кодексы РФ в части сокращения сроков согласования документации для строительства жилья и отмены ограничений для подготовки пакетов документации для аукционов.
Развивать проектное финансирование застройщиков коммерческими банками, с тем чтобы застройщики могли продавать уже готовые квартиры.
Для строительства социального жилья отменить аукционы по продаже земельных участков.
Усилить контроль Федеральной антимонопольной службы за рынком стройматериалов и ценообразованием в области строительства.
Обеспечить инженерную подготовку территорий под жилищное строительство за счет бюджетных средств.
Развернуть за государственный счет (с окупаемостью в течение 10-20 лет) программу строительства "доходных домов", квартиры в которых за умеренную плату могут арендовать молодые семьи, привлекаемые специалисты из других регионов, просто нуждающиеся в жилье.
НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ:
Вовлечь землю в реальную сферу купли-продажи, для чего продавать землю в собственность застройщикам для создания рынка земельных участков; разрешить передачу прав на долгосрочную аренду земельных участков для залога банкам, а также создать условия для залога незавершенного строительства, что обеспечит прием банками земли в залог - для финансирования строительства.
Преобразовать (или отменить) систему торгов земельными участками.
Рассмотреть возможность реорганизации всей системы аукционов по продаже земельных участков, поставив условием победы в конкурсе не наибольшую цену за аренду земли, а наименьшую цену за 1 квадратный метр будущего жилья.
Разработать совместную строительную программу для Петербурга и Ленинградской области, предусматривающую возможность строительства жилья в интересах Петербурга и иных форм сотрудничества и совместного освоения территорий.
Предоставить льготы (бесплатное выделение земли) и государственную поддержку (содействие в строительстве инфраструктуры) проектам массовой застройки эконом-класса.
В национальной программе формирования рынка доступного жилья необходимо сделать упор не только на устранение перекосов и злоупотреблений монопольным положением, приводящих к неоправданному росту цен, но и в первую очередь на создание "ценовой линейки" жилья, где квартиры в нижнем ценовом сегменте будут действительно доступны для населения с невысокими доходами, средний ценовой сегмент будет доступен с помощью ипотеки и других кредитных механизмов, высокий - предназначен для обеспеченных слоев. Жилье должно быть доступно всем гражданам, имеющим стабильные источники доходов, а его качество должно соответствовать уровню этих доходов. Доступность жилья решит важнейшие проблемы страны: демографическую, проблему свободного перетока трудовых ресурсов, проблему роста экономической мотивации граждан к труду.