ФРОНТОВИКИ - НАРОД НЕИЗБАЛОВАННЫЙ
Вопреки всему, ветераны продолжают надеяться, что их проблемы будут решены
С каждым годом остается все меньше ветеранов, способных пройти на параде в День Победы или принять участие в мероприятиях, посвященных очередной годовщине начала Великой Отечественной. К нерешенным социальным проблемам добавляются и трудности в самообслуживании - с каждым годом им труднее сходить в магазин, в поликлинику, на почту... И фронтовики о многом не просят - всего-навсего побольше участия в их стариковской жизни.
Ветераны Великой Отечественной войны Юрий Иосифович и Елена Александровна Русиновы вместе 60 лет. Елена Александровна, окончив в 1941 году Архангельское медицинское училище, всю войну работала в госпиталях лаборантом. Юрий Иосифович командовал саперным взводом. Майор в отставке, он старается сохранить военную выправку - председатель совета ветеранов Борисовского военно-инженерного училища (во время войны оно дислоцировалось в столице Поморья), администратор и солист народного хора ветеранов "Славянка". У супругов благоустроенная квартира, приличные пенсии, еще и дочерям деньгами помогают. Вроде бы жаловаться не на что. Но обоим уже за восемьдесят, слишком часто дает сбой здоровье и напоминают о себе ранения.
- Врач приходит только по вызову - никто не справляется, не интересуется, живы мы еще или нет, - Елена Александровна горько улыбается. - Говорят, до поликлиники и сами дойдете - ничего не случится. А нам тяжело. Да и очереди там. Я бывший медицинский работник и знаю случаи, когда гипертоники или сердечники до поликлиники не добирались. Хорошо бы, конечно, если медики хотя бы раз в два месяца ветеранов посещали.
- Сейчас многие льготы отменили, с бесплатными лекарствами просто беда, - жалуется Юрий Иосифович. - Болен был недавно, доктор выписал девять лекарств, и ни одного бесплатно в аптеке не дали. Что сделаешь - пришлось покупать. А упаковка 500-600 рублей стоит...
Участник взятия Берлина вдруг вспомнил один эпизод.
- 2 мая в городе стало тихо-тихо, лишь раздавалось наше "ура!". Обнимаемся с ребятами, думали, заживем - во! - Юрий Иосифович поднимает кверху большой палец. - А сейчас выходит так, - и опускает палец вниз...
Между тем в Архангельской области более 5 тысяч участников Великой Отечественной. В 20 районах и шести городах действуют ветеранские организации, главная задача которых - социальная защита бывших фронтовиков и тружеников тыла. Но как же живется нашим доблестным старикам?
- Те, кто трудился в тылу, а в области таких 41 тысяча человек, получают по сравнению с участниками войны небольшие пенсии, в среднем три тысячи рублей, - отвечает председатель областного Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Виталий Тихонович Харламов. - Цены на коммунальные услуги, продукты питания, лекарства поднялись - вот что тревожит. А ведь у людей в возрасте, конечно, есть изъяны в здоровье. Покупать медицинские препараты за 500-1000 рублей многим не под силу. Огорчает, что многие старики живут в ветхих домах, и надеяться им, кроме как на социальное жилье, не на что. В прошлом году, например, в поселке Цигломень ветераны получили 43 социальные квартиры. Уверен, процесс этот должен продолжаться.
Об одиноких пенсионерах заботятся в отделениях социального обслуживания, но они есть не во всех районах области. Пожилые люди получают там соответствующую помощь и не теряют связь со своей малой родиной. Ведь привезти ветерана из сельской местности в городской дом престарелых - значит оторвать его от своих корней.
В областной совет ветеранов, по словам его председателя, еще ни разу никто не обратился со словами "живу в невыносимых условиях - помогите". Фронтовики - народ неизбалованный. Они привыкли довольствоваться малым и не терять надежды. Ведь сам губернатор Архангельской области Николай Киселев в ежегодном послании пообещал, что в числе особых приоритетов "остается забота о старшем поколении, о ветеранах войны и труда".
CПРАВКА "НВ"
В Архангелькой области 5100 ветеранов Великой Отечественной войны.
Из них 370 человек нуждаются в ремонте жилья, около 170 - в улучшении жилищных условий, около 300 - в обеспечении дровами.