ДЕНЬГИ НЕ МУСОР. ЭТО МУСОР - ДЕНЬГ
Город и пригороды можно держать в чистоте, не увеличивая затрат
ВОЙНА БЕЗ ШАНСОВ НА ПОБЕДУ
Хотя в решение мусорной проблемы (как отходы вывозить и куда девать) петербургские власти вложили десятки миллионов долларов, ситуация к лучшему не меняется: к вечеру все мусорные контейнеры у жилых домов переполнены, а город окружается все более плотным кольцом нелегальных свалок. Специалисты считают, что вопрос не в деньгах - того, что платят жильцы и выделяет бюджет, вполне хватило бы на придание Петербургу и окрестностям "европейской" чистоты, - а в принципиально неверной схеме финансирования отрасли.
Сегодня средства горожан и бюджета тратятся на реконструкцию и строительство новых мощностей главного мусорного предприятия города - ГУПа "Завод МПБО-2", на проектирование и создание новых технологий (ведущий проектант на сегодня - НПК "Механобртехника"), на покупку импортной техники (последняя новинка - упаковочные машины "BALA TORNADO", которые закатывают мусорные тюки в пластик). Продолжаются многолетние и, судя по всему, бесперспективные попытки приучить население к раздельному сбору мусора - в прошлом году было закуплено еще 4 тысячи контейнеров для "селекции". За прошлый и нынешний год будет отремонтировано 3,6 тысячи контейнерных площадок. Планируется открыть 145 пунктов по приему вторсырья от населения. Немало денег ушло на то, чтобы городские чиновники и специалисты объездили всю Европу и Азию для изучения зарубежного опыта, привезя оттуда массу идей (но в наши технологии они не вписались).
На официальных городских мусорных полигонах места уже не хватает. Строится новый мусороперерабатывающий завод в Новоселках (с полигоном при нем). Еще один крупный завод и полигон будут в Кировском районе области - вблизи дачных массивов поселка Мга. В этом районе уже есть одна неузаконенная, но активно работающая свалка вблизи Кировска, которая круглый год горит. Она вроде непрерывной экологической катастрофы регионального масштаба: столб ядовитого дыма виден даже с окраин Петербурга.
Но сколько-нибудь заметных успехов в войне с мусором не достигнуто.
КТО ВОЗИТ - ТОТ ПЛАТИТ?
"Секрет", который упорно не хотят видеть в жилищном комитете Петербурга, нам открыл менеджер одного из строящихся частных мусороперерабатывающих заводов города Федор Трофимов.
Да, как ни странно, мусорная отрасль, подчиняющаяся жилищному комитету, отнюдь не монополизирована. Есть и мусорные заводы - ГУПы (то есть государственные унитарные предприятия), и частные - "Квантум", "ЕвроКомплекс "ЭкоВтор". Интерес частника вполне объясним. По словам Федора Трофимова, при нынешних технологиях 40 процентов мусора - это ценное вторсырье, по сути - деньги: металлы, полимеры, часть бумаги, картон. На заводах они отсортировываются с помощью специального оборудования и небольшой ручной досортировки. Так что все траты на организацию селективного сбора мусора - выброшенные на ветер деньги и вчерашний день. Остальные 60 процентов мусорной массы на современном заводе высушиваются, обеззараживаются, прессуются и могут служить фундаментом для чего угодно - хоть для новых жилых районов. На те полигоны, что сейчас имеются при МПБО, еще лет сто нельзя будет зайти - они будут источать зловоние и метан. Брикеты с современных заводов опасны не более, чем старый кирпич или обычная земля.
40 процентов получаемого вторсырья затраты на переработку мусора не окупают, но ведь за каждый кубометр мусора завод получает еще 55 рублей от города - это деньги жильцов и небольшая дотация из бюджета. При таком раскладе работа становится рентабельной. И, казалось бы, раз уж в отрасль пошел частник - скоро город засверкает чистотой.
Однако чистота ни в городе, ни за городом нам не грозит. Потому что монополия в мусорном бизнесе все же существует. Причем не естественная, а противоестественная. Это - монополия перевозчиков, в первую очередь "Спецтрансов".
По давней традиции, но вопреки всем законам логики и бизнеса, именно перевозчики распоряжаются всеми мусорными деньгами. Они получают от города по 188 рублей за кубометр отходов. Из этих денег они покрывают собственные затраты - на содержание автопарка, саму перевозку - и, как уже сказано, 55 рублей отдают мусорным заводам за приемку этих отходов.
Теперь понятно, почему все съезды с дорог вокруг города - все тупички, площадки отстоя, кюветы, просто кусты - превращены в свалки? Зачем перевозчику гнать машину 20-40 километров до мусорного завода, а там еще платить по 55 рублей за каждый привезенный куб, если можно сэкономить и бензин, и деньги?
Губернаторы и города, и области клянут дачников, которые тоже валят свои отходы у дорог. Да, это стыдно. Но если обыватель видит, что у съезда в его садоводство навалили тонн 10-20 городские мусоровозы, он не сочтет за грех добавить к ним свои несколько пакетиков.
Понятно также, почему мусорные контейнеры стоят переполненными, а ветер разносит бумажки и запахи по окрестностям: перевозчику невыгодно брать контейнер, в котором есть хоть немного свободного места. Ведь ему платят не за чистоту, а за кубы.
Плюс к тому, являясь полноправными хозяевами собранных отходов, некоторые спецтрансовские предприятия наладили свою сортировку отходов, а именно - извлечение алюминия и других металлов. Дело хорошее, но, "снимая сливки" с сортировки, эти предприятия уменьшают рентабельность предприятий с полноценной переработкой.
КОМУ НЕВЫГОДНА ЧИСТОТА
Схема, когда всеми средствами распоряжается перевозчик, нелепа сама по себе. По мнению Федора Трофимова, достаточно передать "мусорные деньги" заводам и все проблемы будут решены. Заводы будут платить за доставленный, а не вываленный на обочину мусор. Они же будут отвечать за благоустройство контейнерных площадок, качество самих контейнеров - ведь с этого начинается их бизнес. У перевозчика появится стимул вывозить мусор вовремя, потому что он будет получать деньги как за кубы, так и за каждый рейс. Наконец, мусор перестанет быть экологической проблемой - он будет проходить глубокую переработку и превращаться в новое сырье и безопасные грунты. Не потребуется ни новых полигонов, ни, возможно, новых крупных загородных заводов.
Однако все эти предложения частного сектора наталкиваются на жесткое противодействие городских чиновников, которым подчиняются "Спецтрансы". Ведь при нынешней схеме финансирования мусор кормит массу ведомств и фирм: строятся за казенный счет новые заводы, заказываются контейнеры для селективного сбора, приобретается импортная техника, отдельно оплачивается уборка стихийных свалок. Чем они все будут заниматься, если город вдруг за те же деньги станет чистым?
В месяц каждый человек платит 24 рубля за уборку и вывоз мусора. Перевозчик получает 188 рублей за вывезенный кубометр мусора, из них 55 рублей он должен отдать принимающим отходы специализированным заводам.