ПИТЕРСКУЮ МЕЛОДРАМУ ПОРОДИЛ НЭП
Основы ленинградской киношколы заложило немое кино
Как известно, официальная история "Ленфильма" началась в 1918 году. Язык не поворачивается сказать, что первые шаги киностудии были робкими и неуверенными. Тринадцатилетняя эпоха царствования немого кино во многом заложила основы будущей "ленинградской киношколы" и как никакая другая изобиловала кинооткрытиями.
"ИЗ ВСЕХ ИСКУССТВ ВАЖНЕЙШИМ ДЛЯ НАС ЯВЛЯЕТСЯ КИНО"
Этот тезис вождя мирового пролетариата надолго определил роль советского кинематографа как средства идеологического воспитания. В первый послереволюционный год бороться за сознание граждан большевикам было ох как необходимо!
1918 год. Предание патриархом Тихоном советской власти анафеме, национализация всего и вся, начало гражданской войны, перенесение столицы из Петрограда в Москву... Обещанное большевиками царство благоденствия так и не наступило, как на то рассчитывал малограмотный пролетариат. Нередко случались рабочие волнения, многие начинали сомневаться, что и подтолкнуло правительство к принятию ряда мер, получивших наименование "военного коммунизма". Наступление на сознание требовалось вести по всем фронтам. И тогда важнейшим из искусств в полном соответствии со знаменитым высказыванием Ленина становится кино.
Первая картина в истории "Ленфильма" под названием "Уплотнение" вышла в свет в 1918 году, а ее премьера состоялась в годовщину революции в кинотеатре "Сплендид палас" (ныне "Родина"). Тогда еще киностудия именовалась Петроградским кинокомитетом, а до переезда на свой нынешний адрес ей оставалось ждать шесть лет. Игровой фильм длительностью в 56 минут, сохранившийся до наших дней, сняли за несколько дней в помещениях комитета на Сергиевской. Название как нельзя лучше отражало содержание картины.
- Это была самая злободневная тема в те годы: "Мир - хижинам, война - дворцам", - рассказывает наш постоянный гид по истории "Ленфильма" киновед Александр Поздняков. - В просторные барские квартиры подселяли трудовой элемент. Их, буржуев и дворян, уплотняли. Это не только первая картина Петроградского кинокомитета, не только первая советская картина вообще. Эта лента зафиксировала первую ласточку грядущего социализма - появление коммуналок, позднее воспетых Булгаковым и Зощенко. Хотелось бы верить, что через десять лет, к столетию коммуналок, явление это исчезнет из нашей жизни...
Сценарий "Уплотнения", сюжет которого крутился вокруг вселения в квартиру заслуженного профессора рабочего с дочерью, написал сам нарком Луначарский. Так что в своем роде фильм можно рассматривать как правительственный заказ, что, впрочем, характеризовало многие картины периода немого кино. Одну из главных ролей сыграл глава Петроградского кинокомитета Дмитрий Лещенко, лично знавший Ленина и ставший, по сути, первым директором "Ленифльма". А одним из режиссеров выступил Александр Пантелеев (1874-1948), еще до революции поставивший более десятка фильмов. Как и многие режиссеры советского немого кино, начинал он актером - около 30 лет Пантелеев, в 1923 году получивший звание Героя Труда, состоял в актерской труппе Александринского театра.
Примечательно, что в первые постреволюционные годы публику пускали на сеансы бесплатно. Стоящие у руля петроградского кинематографа деятели, увлеченные делом взращивания в массах коммунистической идеологии, словно не успевали в своем порыве задуматься над тем, что съемки кино стоят денег. И немалых. "Борцы за светлое царство III Интернационала", "Победа мая", "Пролетарград на страже революции", "Гимн освобожденному труду" - такие агитфильмы были единственным продуктом Петроградского комитета на протяжении нескольких лет. Большинство из них дошло до нас только в виде фотографий. Их отличительной чертой были грандиозные тысячные массовки, лобовая наглядная агитация и революционный пафос - кумачовые декорации строились по эскизам Мстислава Добужинского и Юрия Анненкова. Съемочный процесс времени занимал немного и не отличался особыми изысками - киноаппарат на треноге, съемки с одной точки и, как правило, на улицах и площадях Петрограда. Какая-то выразительная игра актеров в ту пору не слишком требовалась - диалоги передавались посредством титров, а чувства нагнетал тапер, аккомпанируя на пианино. Но приход НЭПа все кардинально изменил...
ДО ПЕРВОГО ЗВУКА
В 1922 году в истории будущего "Ленфильма" появляется первая мелодрама "Доля ты русская, долюшка женская", повествовавшая о трагичной судьбе деревенской девушки Мариши, которую отец-кулак не пускает замуж за любимого ею нищего кучера Якова. Хоть мелодраму и называли искусством для буржуев, народ требовал именно такого, "жизненного", продукта - со слезами, изменами, карой небесной. В течение полутора лет агитфильмам практически нет места - драмы, комедии, приключенческие картины и даже некое подобие детективов. За это со зрителей уже можно было смело брать деньги. Мало того, в номере "Известий" от 13 сентября 1922 года появляется такая заметка: "Петроградский кинокомитет приобрел в Берлине большую партию пленки (1250 тыс. метр.) и фото- и кино-материалы. Русские фильмы выпуска Петроградского кинокомитета - "Скорбь бесконечная" и "Чудотворец" - проданы в Берлин с правом эксплуатации во всем мире".
- За границей драма Пантелеева "Скорбь бесконечная" со знаменитым "фрачным героем" Владимиром Максимовым в главной роли подавалась как свидетельство зверств большевиков (в фильме использовали хронику времен голода в Поволжье), - поясняет Поздняков.
1920-е годы подарили отечественному кинематографу имена таких питерских режиссеров, как Борис Светлов, Александр Ивановский, Борис Чайковский, Чеслав Сабинский, Сергей Юткевич, Евгений Червяков, Павел Петров-Бытов. Зажглись звезды таких актрис, как Урсула Круг, Вероника Бужинская, Янина Жеймо... Операторы все чаще прибегали к крупным планам, постановщики вовсю использовали грим, костюмы, декорации. Название кинокомитета, переехавшего в 1924 году на улицу Красных Зорь, как ранее назывался Каменноостровский проспект, сменилось на "Севзапкино". В год киностудия выпускала до двух десятков фильмов! Тогда же появились первые рекламные фильмы, о которых заказчики современного product placement могут только мечтать. В 1920-е годы питерская киностудия бралась также за экранизации классики, съемки культурфильмов (чего стоила "Скарлатина" Фридриха Эрмлера!), призванных не столько идеологически подковывать, сколько просвещать зрителя. Тогда же "Севзапкино" взялось и за производство мультфильмов. Самым ярким из них стала "Почта" по одноименному стихотворению Самуила Маршака художника Михаила Цехановского, выступившего в качестве режиссера. Процесс создания мультфильма был чрезвычайно утомительным - плоские марионетки выкладывались перед киноаппаратом вновь и вновь при каждом изменении "позы".
Расцвет "Севзапкино" связан с появлением КЭМа ("Киноэкспериментальная мастерская") и с приходом "фэксов". Так называли ставших уже при жизни классиками режиссеров Григория Козинцева и Леонида Трауберга, основателей знаменитой ФЭКС - Фабрики эксцентрического актера. Их излюбленными жанрами стали комедия и историко-революционная "фильма". В 1920-е творческий союз двух режиссеров, продолжавшийся аж до 1946 года, подарил зрителю комедии "Похождения Октябрины", "Мишки против Юденича", гоголевскую "Шинель" и другие картины. И именно Козинцев с Траубергом отправили в прошлое питерское немое кино, создав в 1931 году первый ленинградский звуковой фильм.
- Двадцатые годы двадцатого века - это время, фонтанирующее идеями и дерзкими экспериментами в кино, - говорит Александр Поздняков. - Отсутствие звука компенсировалось монтажными поисками, неожиданными ракурсами. Колумбы петроградского кино словно не могли надышаться свободой накануне трагической эпохи, которая была не за горами.