ОТСЕЛЬ УЧИТЬ НАС БУДУТ ШВЕДЫ?
Как скандинавам удалось построить свой уникальный социализм<br>
Если почитать экономическую публицистику, то может показаться, что пресловутая "шведская модель" отчасти виновата в крахе "советской модели" общественного устройства. В период горбачевской гласности в журнале "Огонек" и "Литературной газете" печатались очень убедительные очерки о так называемом шведском социализме, который разительно отличался (естественно, в лучшую сторону) от социализма реального, царствовавшего в СССР. С той поры минуло два десятка лет, а "шведская модель" все еще остается недосягаемым идеалом - мы не приблизились к ней ни на шаг. Почему? И стоит ли вообще к ней идти? Идти, наверное, стоит - хотя она далеко не безупречна. Но и понимать при этом, что Россия никогда к ней не придет, - модель, как жизнь, у каждого своя.
ЧТОБЫ ВЫЖИТЬ, ШВЕДАМ ПРИШЛОСЬ ОБЪЕДИНИТЬСЯ
Термин "шведская модель" появился в 60-х годах прошлого века. США тогда потрясали расовые волнения и протесты против Вьетнамской войны, Западную Европу - студенческие бунты, в Восточной Европе советские танки вошли в Чехословакию. А в Швеции царили мир, гармония и всеобщее благосостояние. Всем, конечно, стало интересно, в чем шведский секрет: в высокой доли государственного регулирования экономики, в стабильном законодательстве или просто в национальном характере?
Выяснилось, что "шведская модель" не была придумана ни королевской семьей, ни социал-демократами, которые находились у власти большую часть ХХ века, а складывалась исторически. Потерявшей ближние колонии (Финляндию, Померанию, Норвегию) под нажимом более мощных соседей или национально-освободительных движений и никогда не имевшей колоний дальних (в Африке, Азии или Америке), метрополии пришлось учиться жить в расчете на свои силы. Основа шведского благополучия была заложена после Венского конгресса 1814 года, когда страна объявила политику нейтралитета. В этом немало помог протестантский менталитет. Королевство избежало искушения вступить в Крымскую войну и рассчитаться с Россией за потерю более чем половины территории. Более того, когда победители великодушно предложили забрать часть добычи - Аландские острова, лежащие в центре Балтики и населенные шведами, - монархия отказалась от этого подарка.
При этом Швеция - маленькая страна, даже сейчас ее население составляет около 9 миллионов человек. И еще в позапрошлом веке шведы осознали: чтобы выжить в этом суровом мире, они должны быть едины. Для этого все граждане должны иметь равный доступ к социальным благам, а естественное имущественное неравенство сведено к минимуму. В условиях, когда в Европе и США процветал дикий капитализм, - это была свежая мысль.
МИРОЛЮБИЕ ПЛЮС ТРУДОЛЮБИЕ
В ХIХ и начале ХХ века шведское правительство создало стабильное законодательство (отчасти этому способствовало наличие монархии), системы образования и здравоохранения. Cвободные же средства вкладывались в развитие инфрастуктуры. В этот момент королевство было одной из беднейших стран Европы, а народ в поисках лучшей доли в массовом порядке отправлялся искать счастья за океан.
И вот за несколько десятилетий Швеция стала благополучной страной: с грамотным здоровым населением, хорошими дорогами и портами. Впрочем, довольно заурядной во всех остальных отношениях.
Итак, "скандинавское чудо" случилось задолго до того, как о нем заговорили в Советском Союзе. В чем же его секрет?
Жизнь вознаградила шведов за сочетание миролюбия и трудолюбия. Когда разразилась Первая мировая война, то оказалось, что Швеция находится в исключительно выгодном положении. Древесина и высококачественная железная руда с единственного в Западной Европе месторождения, цинк и нитрит, другие полезные ископаемые... А самое главное - не затронутая мобилизациями квалифицированная рабочая сила. Плюс промышленность, которая была в состоянии производить сложные изделия и не страдала от разрушений и диверсий. При этом огромный рынок воюющих стран находился рядом.
Так бедная страна совершила рывок и вышла в мировые лидеры по производству на душу населения. Отметим, что в тот же период похожим способом - на барышах от великой, но чужой войны, - только в несопоставимо больших масштабах, поднялись в ранг великих мировых держав и Соединенные Штаты. Только если Америка с ее громадным людским ресурсом под самый конец включилась в сражения, определив их исход и забрав немалую долю призов, то маленькая Швеция всячески подчеркивала свое неучастие в бойне.
Внутри страны сложился "единый национальный блок", куда под лозунгом "защиты нейтралитета Швеции" вошли все политические партии (напомним, что население Берлина, Петербурга, Лондона, Вены и Парижа встретило известие о начале войны радостными демонстрациями под патриотическими лозунгами). Собственно, именно тогда, в годы Первой мировой войны, начала складываться система "шведского социализма" (хотя это название появилось позднее).
Похожая политика проводилась и в годы Второй мировой войны.
Кстати, маленькая миролюбивая страна сегодня - большой игрок на рынке вооружений.
ПЛАТЯТ НАЛОГИ - И СПЯТ СПОКОЙНО
Расцвет шведской модели пришелся на 60-е годы прошлого века. И важнейшую роль в нем играли профсоюзы. Как это возможно в небольшой стране, переговоры с союзами работодателей профсоюзы вели централизованно, заключая соглашения сразу по отраслям и по экономике в целом. Одним из главных принципов была солидарность между всеми группами трудящихся: нянечка в детском саду получала, конечно, меньше квалифицированного рабочего, но и ее зарплаты должно было хватать на оплату нормальной квартиры, питание, обеспечение детей.
На стороне профсоюзов выступало и государство. Это и неудивительно - ведь правящая почти постоянно, с начала 30-х годов прошлого века (с двумя небольшими перерывами на рубеже 1970-1980-х годов и в 1990-е), социал-демократическая партия и сформирова-лась как политическое крыло профсоюзов.
Главный принцип "шведской модели" - масштабное перераспределение денег через государственные фонды. Предприниматели обязаны не только платить всем своим работникам высокую заработную плату, но и большую часть своих доходов отдавать в виде налогов. Причем надо отдать должное шведскому менталитету - налоги там действительно собираются, а зарплата не выплачивается в конверте.
СПРАВКА "НВ"
• Общая площадь: 450 000 км2 (третья по величине страна Западной Европы).
• Леса - 53%, горные массивы - 17%, озера и реки - 9%.
• Площадь обрабатываемых земель - 8%.
• Протяженность с севера на юг - 1574 км, с запада на восток - 499 км.
• Столица: Стокгольм.
• Население: 9 миллионов человек.
• Язык: шведский. Признанные языки нацменьшинств: саамский, финский, торнедальский диалект финского, идиш, цыганский.
• Государственный строй - конституционная монархия, парламентская демократия.
Парламент - риксдаг (однопалатный парламент из 349 депутатов).
• 82% населения принадлежит к государственной Евангелическо-лютеранской церкви.
• Средняя продолжительность жизни: мужчины - 77 лет, женщины - 82 года.
• Важнейшие статьи экспорта: продукция целлюлозно-бумажной промышлен- ности, электроника и вычислительная техника, продукция автомобиле- и ма- шиностроения, продукция химической промышленности, фармацевтика, железо и сталь, продукты питания.
• Важнейшие статьи импорта: нефтепродукты, автомобили и принадлежности, машины и оборудование, электроника и компьютеры, текстильная продукция, обувь.
ТОЛЬКО ФАКТЫ
Швеция - одно из немногих государств ЕС с профицитом государственного бюджета: он составляет около 2 процентов ВВП. Экономика страны активно развивается. В 2005 году прирост ВВП составил 3,7 процента, что на 2 процента больше, чем в предыдущем.
В рейтинге аудиторской компании Grant Thornton International Швеция занимает четвертое место как государство с "наибольшей долей быстроразвивающихся компаний". В 2006 году такой статус получил 31 процент предприятий страны. По этим показателям шведы уступают лишь США, Индии и Гонконгу.
Около 90 процентов продукции в Швеции производят частные компании. Из нее половину составляет машиностроение. А в сельском хозяйстве производится лишь 2 процента ВВП. Около 60 процентов произведенных в стране товаров поставляется за рубеж. Любопытно, что помимо оборудования и химикатов важной статьей шведского экспорта является музыка.
Швеция - одна из трех стран Евросоюза, которые до сих пор не ввели евро. Народ огласил свою волю на референдуме в сентябре 2003 года, сказав "нет" единой валюте.
По данным статистического бюро Eurostat, жители Швеции платят самые высокие налоги в ЕС (свыше 50 процентов от ВВП). Одно из последних нововведений - экологический налог на авиабилеты.
Недавнее исследование, проведенное Lisbon Council, показало, что экономика Швеции - лучшая по эффективности в Европе, и другие страны могут поучиться у Швеции стратегии по созданию рабочих мест и стимуляции роста.
Шведская экономика имеет высший кредитный рейтинг ААА международного кредитного агентства Standart & Poor‘s. Сильными сторонами шведской экономики, по мнению агентства, являются крепкие государственные финансы и высокая конкурентоспособность, что находит свое выражение в существенном сокращении государственного долга и устойчивом профиците торгового баланса. К слабым сторонам агентство отнесло остающийся большим общественный сектор и высокие налоги, которые ограничивают финансовую гибкость. Государственный бюджет гораздо чувствительнее к конъюнктуре, чем у большинства других стран.
В связи с ростом привлекательности для иностранных инвесторов Швеция может рассчитывать на поступление в 2006-2010 годах 22,4 миллиарда долларов США в качестве прямых инвестиций. По объему привлеченных средств она поднимется с 18-го на 12-е место в мире.