«Кредит похож на костюм»

По мнению известного итальянского банкира, и то и другое требует тщательной примерки

В Эрмитаже во вторник открылась выставка Микеланджело, звездой которой стала знаменитая скульптура «Аполлон-Давид», впервые покинувшая Флоренцию. «Невское время» уже сообщало об этой уникальной культурной акции. Чтобы путешествие состоялось, объединились десятки людей – музейные работники, дипломаты, работники министерств культуры Италии и России. Немалый вклад в общее дело внес и итальянский банкир, профессор Антонио ФАЛЛИКО. Он прекрасно владеет русским языком и давно работает в нашей стране – возглавляет представительство одного из крупнейших итальянских банков «Интеза Санпаоло» – и одновременно является председателем совета директоров российских дочерних банков «Интеза Санпаоло» – КМБ-Банка и Банка Интеза. После церемонии открытия выставки в Эрмитаже он дал эксклюзивное интервью «Невскому времени». – Профессор Фаллико, вы не только активно занимаетесь бизнесом, но и уделяете много внимания проектам в области культуры. Я знаю, что «Интеза Санпаоло» давно сотрудничает и с Эрмитажем. Для вас это только благотворительность, или эти проекты несут какую-то бизнес-нагрузку? – Мы придерживаемся такой точки зрения, что бизнес является носителем социальной функции. Работать в России для нашего банка – значит как-будто становиться послом своей страны, поэтому мы много внимания уделяем развитию культурных связей между Италией и Россией. Когда отмечалось трехсотлетие Петербурга, желающие спонсировать проекты Эрмитажа выстраивались в очередь. Для нас большая честь сотрудничать с Эрмитажем на долго- срочной основе. Сейчас готовится проект создания филиала музея Эрмитажа в Италии, в городе Ферраре. Я очень надеюсь, что мы сможем быть полезными и в этом. В 2007 году Русская православная церковь будет праздновать 90-летие восстановления патриаршества. К этой дате мы готовим выставку русских икон из собрания банка, которое насчитывает около пятисот досок, относящихся к периоду с XIII по XIX в. Выставка восьмидесяти наиболее ценных произведений пройдет с ноября этого года по март следующего в Патриаршем дворце Московского Кремля. Надеюсь, она станет заметным событием для православных россиян и всех ценителей древнерусского изобразительного искусства. Это один пример проявления социальной функции бизнеса. – В России действует немало банков, контрольный пакет которых принадлежит иностранным собственникам. Но КМБ-Банк уникален тем, что имеет широкую филиальную сеть. Как планируется развитие вашего банка? – Мы должны решить две стратегические задачи. Первая – расширение линейки банковских продуктов. Аббревиатура «КМБ» в названии банка расшифровывается как «кредитование малого бизнеса». На сегодня 80 процентов ресурсов задействованы в этом сегменте. В ближайшей перспективе стоит задача стать универсальным банком, не сокращая объемов финансирования предприятий малого бизнеса. Для нас это значит развивать «ритейл», то есть розничные банковские услуги, или услуги для населения, такие как кредитование и ипотека. Второе направление – расширение филиальной сети. Мы имеем филиалы и дополнительные офисы во многих регионах – от Владивостока до Калининграда. В этом году запланировано открытие восьми новых подразделений, а в следующем – тридцати. География наших интересов – российские столичные регионы, Москва и Санкт-Петербург, а также Северо-Запад и Юг России. Отдельно могу назвать Екатеринбург, Нижний Новгород, Ростов. – У КМБ-Банка два акционера – владелец контрольного пакета «Интеза Санпаоло» и Европейский банк реконструкции и развития, обладающий классическим блок-пакетом в 25 процентов плюс одна акция. Летом 2007 года КМБ-Банк объявил о дополнительном выпуске акций. Возможно ли изменение в составе акционеров, планируется ли продажа ценных бумаг широкому кругу лиц? – В настоящее время эмиссия акций завершена. По ее итогам уставный капитал банка вырос, и значительно – на 67 процентов, и составляет сейчас более 3,2 миллиарда рублей. Но изменения в структуре собственности не произошло, потому что оба акционера выкупили новые акции пропорционально имевшимся пакетам. Что касается распространения акций среди других инвесторов, то в настоящий момент такой вариант не рассматривается. – ЕБРР ведет немало интересных проектов. Обычно он приобретает блокирующий пакет, развивает дело, а затем выгодно продает свою долю. Не собирается ли ЕБРР покинуть КМБ-Банк? – Насколько я знаю, пока нет. При принятии решения учитывается не только быстрая финансовая выгода. ЕБРР давно владеет долей в КМБ-Банке. Для «Интеза Санпаоло» это в первую очередь стратегический партнер, и не только в России, но и, например, в Хорватии. Опыт ЕБРР чрезвычайно полезен в России, где, я думаю, банк еще не достиг своих целей. – С июля этого года Банк России выпустил требование, обязывающее коммерческие банки разъяснять населению все условия кредитования, декларировать эффективные процентные ставки. Как вы к этому приспособились? – Это абсолютно верный шаг. Он способствует тому, что конкуренция между банками становится честной, а выбор гражданина – осознанным. У нас в Италии говорят: «Патти кьяри» – «Ясный договор». Мы работаем по такому принципу уже давно. – А как отличается менталитет российских и итальянских клиентов? – В вашей стране, как все помнят, долгие десятилетия не было коммерческого кредитования. Поэтому культура банковского продукта еще не стала привычной. Например, мне могут позвонить и спросить: какая у вас ставка? Но чтобы ответить на этот вопрос, надо знать цель, срок, на который берутся деньги, а главное, что служит обеспечением кредита, гарантией его возврата. В чем-то банковское дело похоже на работу портного: вы не можете сказать, сколько будет стоить костюм, если не знаете, из какого материала и какого фасона будет он. Но в целом российский потребитель очень быстро осваивает все новое. Надо сказать, что у российского и итальянского клиента намного больше общего, чем кажется на первый взгляд. – Российская банковская система развивается. Дело не в том, что последние восемь лет процентные ставки по кредитам и депозитам последовательно снижаются. Главное – появляются и становятся доступными новые финансовые инструменты, например ипотечное и потребительское кредитование. Вы знаете банковский рынок Европы. Какие продукты станут хитами через год, пять лет? – На пять лет я прогноз делать не возьмусь, а на год – попробую. Будет продолжать развиваться ипотечное кредитование. Хотя жилье сейчас не дорожает так стремительно, как в прошлом году, и нет стимула покупать сегодня, чтобы завтра не пришлось переплатить, но спрос на рынке жилья очень высок, гораздо выше, чем в среднем в Европе. Приобрести недвижимость почти всегда непросто, значит, ипотека будет очень востребованным решением. Увеличится распространение банковских карточек. Причем не только таких, которые предназначены для перечисления зарплат. Больше станет кредитно-депозитных револьверных карт, которые позволяют получить кредит и, погасив его, получить следующий. Карточки могут быть и хорошим инструментом для сбережения, если начисляется хороший процент на остаток на счете. Бум потребительского кредитования, по-моему, уже не является самым актуальным вопросом. Волнует вопрос – сколько выданных кредитов вернется в банки. Что касается кредитования малого бизнеса, то востребованным будет лизинг. Это аренда оборудования с последующим выкупом. Объект лизинга уже приносит доход, но в собственность лизингополучателя переходит с последним платежом. Это удобно и финансистам, так как гарантирует возврат средств, и предпринимателям, которым до окончания договора лизинга не надо платить налог на собственность. В заключение хочу отметить, что как в деловой среде, так и в гуманитарной наши страны имеют много общего. Опыт нашего банка в разных областях только доказывает это. справка «нв» КМБ-Банк работает с 1992 года (первоначальное название – Банк проектного финансирования). Центральный офис расположен в Москве. На Северо-Западе России имеет филиал в Санкт-Петербурге, а также дополнительные офисы: 4 – в Санкт-Петербурге, 2 – в Ленинградской области (Гатчина и Выборг), 1 – в Калининграде. На начало текущего квартала объем кредитного портфеля по продуктам для малого и среднего бизнеса составил 23,5 млрд руб. (в том числе более 2 млрд руб. по филиалу в Санкт-Петербурге), по лизинговым сделкам – 1,3 млрд руб. Группа «Интеза Санпаоло» является крупнейшей итальянской финансовой группой. Она образовалась в результате слияния двух крупных банковских групп – «Банка Интеза» и «Санпаоло ИМИ». С 1 января 2007 года «Интеза Санпаоло» обслуживает более десяти с половиной миллионов клиентов. Филиальная сеть банка объединяет филиалы и отделения в 34 странах мира. В Италии контролирует 32% рынка пенсионных фондов, 20% банковских депозитов и кредитов, обслуживает 27% внешнеторговых операций.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.