ЗУРАБ СОТКИЛАВА: "ТЕАТР НАЧИНАЕТСЯ С ХОРОШЕГО ЗАВТРАКА"
Самый драгоценный подарок, по признанию Зураба Соткилавы, он получил от Вердиевского общества - настоящие письма Верди. Однажды Соткилава давал концерт в Парме, а гонорар перевел в Вердиевскую больницу, и в знак благодарности от больницы получил эти письма.
Во время спектаклей Большого театра Зураб Соткилава показывал Николаю Озерову счет футбольного матча
Знаменитый тенор, солист Большого театра Зураб Соткилава весной этого года отметил 70-летие. А не так давно "блистательный русский грузин", как его называют в глаза и за глаза, дал серию своих юбилейных концертов в Петербурге, а затем еще и на ХХ Международном фестивале камерного искусства в карельском городке Костомукша. Как ни странно, именно там с ним и встретилась корреспондент "НВ".
- Зураб Лаврентьевич, вы приезжаете на Костомукшский фестиваль уже второй раз. Чем он вас привлекает?
- Тем, что он фестиваль камерного искусства. Ну и личность его художественного руководителя Алексея Гориболя тоже привлекает. В мире существует много разных фестивалей - есть оперные, есть оперно-камерные, но вот чтобы именно камерный - другого такого я не знаю. А камерная музыка предназначена для тонких душевных переживаний, что мне, как певцу, интересно. Кроме того, публика Костомукши очень внимательная, она не просто слушает, а вслушивается, и это очень ценно для артиста.
- Вы называете себя "молодым долгожителем". Поделитесь, пожалуйста, секретом сохранения вокальной формы.
- Надо бережно относиться к своему голосу и в то же время регулярно тренировать его, а главное, овладеть правильной техникой пения. Без хорошей техники потерять голос можно очень быстро, и многие певцы, обладавшие от природы отличными голосами, их теряли. Как говорят итальянцы, Бог дает голос, но, если певец неправильно с ним обращается, Бог же его и забирает.
- Что вы считаете самым ценным в творчестве певца?
- Не терять интерес к своему искусству.
- А главным в жизни?
- Семью, благополучие в семье.
- Верно ли, что вы влюбились в свою будущую жену с первого взгляда?
- Да. Я как жену свою увидел - ну, не жену еще, - сразу понял: она моя. Пришел в первый день в консерваторию - мимо по лестнице поднимается девушка. Я спросил у друга: "Это кто?" Он говорит: "Пианистка, у нас учится". И я тогда сказал: "Это будет моя жена". И она стала моей женой. Я ее пять лет ждал! Она была красивая, талантливая, консерваторию, в отличие от меня, с красным дипломом окончила. Все удивлялись, почему она вышла за меня замуж. А потому, что, пока все говорили: "Ах, какая девочка!" - я взял и женился!
- Говорят, вам жена во время спектаклей, если в то время шел интересный матч, из ложи счет показывала...
- Это не жена. Это было с совершенно потрясающей личностью - Николаем Николаевичем Озеровым. Он за двадцать пять лет не пропустил ни одного моего спектакля. Часто в это время шли важные матчи. Я суфлеру в будку давал радио, просил показывать мне счет, особенно когда играло тбилисское "Динамо". Они однажды со "Спартаком" играли, а мы в это время пели "Сельскую честь" с Образцовой. Мне суфлер по ходу действия шепчет: "Два-один!" Елена ничего не понимает. Я ей: "Не обращай внимания". А сам Озерову в ложу показываю: "Два-один в нашу пользу". И тот от счастья кричит на весь зал: "Браво! Браво!"
- В начале ХХ века был популярен лозунг: "Искусство для искусства". Затем Ленин провозгласил, что "искусство принадлежит народу". Прокомментируйте их, пожалуйста.
- Искусство для искусства никому не нужно, ну разве что самим его создателям, потому что искусство призвано воспитывать общество. А "искусство принадлежит народу" - это только часть фразы Ленина, продолжение которой - "одной миллионной его части...". Что, к сожалению, соответствует действительности. Приведите неподготовленного человека в Лувр, покажите ему Венеру Милосскую, и вполне вероятно, он окажется не в состоянии ее оценить. К восприятию искусства надо готовиться. Для этого необходимо не только время, но и грамотное воспитание. А сейчас мы действуем на потребу самым дешевым вкусам. Кругом попса.
- Сейчас считаются популяризацией классики выступления оперных певцов на площадях или совместные концерты эстрадных и оперных звезд. Что вы по этому поводу думаете?
- Подобные шоу вряд ли можно отнести к искусству. Это способ сделать деньги. На мой взгляд, такого рода акции скорее относятся к области бизнеса, разговоры же о просветительской функции этих шоу чаще всего сплошное лицемерие. За выступления на площадях хорошо платят - в этом все дело.
- Но вы и сами в свое время согласились выступать на Красной площади...
- Согласился. А кто сказал, что мне не нужны деньги?
- В последние годы стало модным изменять историческое время действия в классических операх, передергивать сюжет, смещать психологические и эмоциональные акценты. Как вы к этому относитесь?
- Знаете, для меня в опере главное - музыка, в ней все выражено. Но я не сторонник таких постановок. А если хочется какому-то режиссеру нарядить артистов в нелепые костюмы и вместо, скажем, дворца поставить на сцене какие-то трубы или перенести "Аиду" в наше время - пусть. Публика один раз сходит и больше не пойдет. Раз не пойдет, два не пойдет - и что эти режиссеры будут с пустым залом делать?
- А что такое, по-вашему, современность в искусстве?
- Выраженная мысль, которая может родиться сегодня, а могла - до нашей эры, но которая интересна во все времена.
- Ну, это вы говорите о гениях.
- Или о больших талантах. Разница между ними - в масштабе и значимости для истории.
- Вы много лет были премьером Большого театра. Скажите, пожалуйста, каково это - быть первым тенором лучшего театра страны?
- Ерунда это все. Надо просто много работать, чтобы все время быть в форме и чтобы твой талант развивался. Тогда будешь чувствовать себя на сцене уверенно. А если певец начинает почивать на лаврах, тогда его слава, как правило, быстро заканчивается.
- Станиславский говорил, что театр начинается с вешалки. А с чего начинается театр для вас?
- Для меня театр начинается, когда я утром проснулся и почувствовал, что здоров и хорошо отдохнул, затем хорошо поел. Когда все это совпадает, у меня появляются силы и энтузиазм для театра.
- А почему в операх так часто погибают главные герои? Почти всегда.
- Гениальный оперный режиссер Борис Покровский говорил, что если в спектакле не разрубить три узла, то публика заскучает. Смерть - это кульминационный момент, переход из бытия в небытие. Этот трагизм должен быть, чтобы воздействовать на публику, пробуждать в зрителях сильные эмоции.
- Сейчас популярны мастер-классы, проводимые большими певцами в больших залах при огромном стечении публики...
- Я и сам проводил такие мастер-классы. Можно на какие-то недостатки указать молодому певцу, но научить исправлять их на мастер-классах невозможно. Студенты-вокалисты 5 лет учатся - и то не всегда и не все понимают и усваивают. Мне очень понравилось, как проводил мастер-класс Владимир Атлантов. Выходит молодая девушка, поет что-то. Он ей говорит: "Какая ты красивая! И спела хорошо. Мне нечего сказать". Выходит следующая, Атлантов говорит то же самое.
- Библейская заповедь гласит: "Не сотвори себе кумира". А люди все равно творят кумиров, и среди артистов их наибольшее количество.
- Заповеди люди придумали, и люди же их нарушают. Вон какой памятник Элвису Пресли в Израиле отгрохали и там чуть ли не молятся на него! Мне кажется, кумир должен быть, и не обязательно живущий ныне. Это может быть кто-то, живший в прежние века, или даже литературный герой. Должен быть у человека хороший пример, на который он равняется, или, подобно своему кумиру, стремится достичь высоких целей.
Досье "НВ"
В молодости будущий певец был капитаном молодежной сборной Грузии по футболу, чемпионом Советского Союза. После травмы оставил футбол и получил образование горного инженера.
В Тбилисскую консерваторию Соткилава был принят в 23-летнем возрасте без музыкального образования - за выдающиеся способности.
Зураб Соткилава признан одним из лучших интерпретаторов итальянской оперной классики. Он пел в самых знаменитых театрах мира, продолжает петь в Большом театре, выступает с концертами на гастролях.