Ирина Караваева: «Цель у спортсмена всегда одна»
Олимпийская чемпионка по прыжкам на батуте выиграла еще одно золото
В Петербурге завершилось сразу два важнейших соревнования по прыжкам на батуте: чемпионат России и этап Кубка мира по прыжкам на батуте и акробатической дорожке. В ходе турниров определялся состав сборной страны, которая поедет на предолимпийские соревнования в Канаду.
Впервые в своей карьере завоевал серебряную медаль этапа Кубка мира российский батутист из Ейска Дмитрий Ушаков. В женских синхронных прыжках на батуте две пары – канадки Карен Кокбурн – Розана Макленнан и россиянки Ирина Караваева – Наталья Чернова получили абсолютно одинаковые оценки, и лишь по дополнительным показателям на первое место вышла канадская пара. А в индивидуальных прыжках на батуте у женщин первой стала Ирина Караваева, с которой и побеседовал корреспондент «НВ».
– Ирина, вы вошли в историю как первая олимпийская чемпионка в прыжках на батуте. Олимпиада в Пекине будет для вас уже третьей!
– Я не особо над этим задумываюсь. Для меня прыжки на батуте одновременно являются и работой, и хобби. Я не устаю от тренировок. Можно сказать, что и тренируюсь больше для себя.
– Что почувствовали, когда завоевали первую олимпийскую медаль?
– Конечно, золото Сиднея для меня очень ценно. Это ведь была не только моя первая Олимпиада, она была первой и для нашего вида спорта. Ощущения словами не передать – это незабываемые чувства.
– Почему в Петербурге на чемпионате России, который предшествовал этапу Кубка мира, вы выступали только в синхронных прыжках?
– В этом году я уже становилась победительницей командного чемпионата России и Кубка России в индивидуальных прыжках и поэтому уже забронировала себе место в сборной страны. В Петербурге решила выступить только в синхронных прыжках в паре с Натальей Черновой, чтобы не было длительного перерыва в тренировках.
– А вообще, насколько важен этап Кубка мира?
– Цель у меня, как и у любого спортсмена, всегда одна. Но я не люблю загадывать на будущее. Все же спорт – это спорт. Я рассматриваю эти турниры как своеобразную подготовку уже к чемпионату мира. Вот там будет настоящая борьба.
– В отличие от вашего родного Краснодара, где прыжки на батуте – один из самых популярных видов спорта, Петербург этим похвастаться не может. Для вас имеет значение зрительская поддержка?
– Конечно, когда тебя поддерживают трибуны, это всегда приятно. Но, с другой стороны, выступать дома – большая ответственность.
– Судьи дома тоже более благосклонно относятся?
– Знаете, если ты будешь на голову выше всех остальных соперников, значит, и судьи это оценят по достоинству (смеется).
– Спортсмены из Краснодара занимают верхние строчки соревнований уже много лет.
– Все просто – наша школа на протяжении последних лет 40 является лучшей в мире. Мне кажется, в этом огромная заслуга моего тренера Виталия Дубко и его помощников. Может быть, условия в нашем городе подходят именно для занятий прыжками на батуте. Да и власти не оставляют нас без внимания. Сейчас и в мире уровень заметно поднялся, очень много появилось сильных, перспективных спортсменов, в том числе и в Китае, где в следующем году пройдут Олимпийские игры. Так что конкуренты у нас все-таки есть, и очень серьезные.
– В 2001 году на чемпионате мира в Дании вы отдали свою золотую медаль сопернице. Что же вас подвигло на этот шаг?
– Это была судейская ошибка, в результате которой по-
беду присудили мне, а не Анне Доганадзе. Кто-то должен был ее исправить. Я сама решила вернуть медаль, поскольку по правилам соревнований ни судьи, ни Международная федерация гимнастики не имели права что-либо предпринимать. Это было от души, я и не думала о призе за честную игру. У меня на тот момент уже было три победы в чемпионатах мира и олимпийское золото и опускаться, думая, «пусть у меня будет еще одна медаль», мне не хотелось, такое не в моих принципах. Кстати, не я одна так поступила! На другом чемпионате мира по гимнастике наш спортсмен Николай Крюков также увидел судейскую ошибку, лично подошел к судье и сказал ему об этом.
– Можно ли повысить интерес публики к вашему виду спорта в России?
– Дело в том, что прыжки на батуте – сравнительно молодой вид спорта. В программу Олимпийских игр они были включены лишь в 2000 году. За такой короткий срок поднять батут до уровня футбола или хоккея невозможно. Тем не менее и этот спорт развивается, есть положительная динамика. Наша молодежь занимает первые места на первенствах мира. Мне кажется, что с каждым годом батут становится все популярнее. Сильные школы появились в Москве, Петербурге, Ростове.
– Вы принимали участие в продвижении сочинской заявки, не обидно, что в России пройдет зимняя, а не летняя Олимпиада?
– Здорово, что мы выиграли Сочи. Конечно, это не летняя Олимпиада, но ведь и 12-летние мальчишки и девчонки, с которыми мы занимаемся сегодня в одной группе и которым я помогаю, могут попасть в число участников этой Олимпиады. Правда, для этого им придется перейти во фристайл. И такие случаи у нас не редкость.
– Слышала, что и вы любите экстрим. Фристайл тоже входит в число ваших увлечений?
– Я увлекаюсь экстремальными видами спорта, но очень осторожно. Пыталась заниматься серфингом. А вот фристайл, горные лыжи – это очень травмоопасные виды спорта. Но сейчас у меня все мысли об Олимпиаде. Так что все новое буду пробовать уже после Пекина.
– В Пекин поедете за золотом?
– Конечно, это даже не обсуждается.