Наша школа!
Самые богатые люди страны отдают своих детей в обычные российские 11-летки, где учиться порой скучно и трудно, но надо
Накануне нового учебного года стали известны результаты исследования, целью которого было узнать, в какие школы нынче отдают детей самые богатые россияне. Выяснилось, что не в зарубежные, не в частные, не в «элитные», а в обычные государственные, но с хорошей репутацией, то есть бесплатные, но престижные. Почему? «Потому что российская школа, сохранившая все черты советской, дает самое лучшее в мире образование», – отвечали бизнесмены.
В этом опросе участвовали не наивные молодые родители, а люди, которые пришли к такому выводу на основе личного опыта и со слов знакомых своего круга. И эти выводы нельзя назвать неожиданными. И по результатам международных школьных олимпиад, и по данным ЮНЕСКО, которое ведет мониторинг системы образования во всем мире, российская школа входит в число мировых лидеров. Правда, по ряду важных показателей нас превосходит Финляндия (особенно в области точных наук), в чем-то опережают или идут вровень школы стран Юго-Восточной Азии (Сингапура, Тайваня, Кореи) и Японии, но в целом…
В то же время российские специалисты на основании заключений приемных комиссий вузов приходят к выводу, что уровень современного школьного образования несколько ниже, чем был во времена СССР. Дело не только в известных трудностях школы, но и в предпринимавшихся попытках перекроить ее на западный лад.
Эксперименты девяностых были вызваны простыми соображениями, мол, если в Европе и США люди производят более качественные товары, если там больше зарабатывают и лучше живут, значит, они лучше образованы. Но по прошествии лет, накопив богатый статистический материал, педагогическая общественность пришла к выводу, что систему школьного образования, как и, например, экономические модели, нельзя заимствовать по частям.
Современная западная школа больше похожа на реальное училище времен Российский империи, тогда как российская – на классическую гимназию того же периода. В зарубежной школе будущего юриста в старших классах не учат математике, а парфюмера – истории. Приезжавшие по «детскому обмену» в нашу школу немецкие старшеклассники с удивлением смотрели в учебник математики, ничего в нем не понимая, и удивлялись: разве можно учить логарифмы в школе? Зато в отличие от российской школы западная нацеливает ребенка на успех, на решение жизненных проблем, развивает инициативу и предприимчивость. Что же касается базовых знаний, то в тех же Штатах 45 процентов научно-технической интеллигенции – выходцы из других стран. И вообще, за океаном принято считать, что высокий уровень базового образования не нужен всем детям, ведь прогресс обеспечивают единицы.
Другое подражание Западу – в России девяностых как грибы стали расти «частные» и «элитные» лицеи и гимназии. Трехразовое питание, отделка под «евростандарт», охранники в коридорах, преподавание английского носителями языка, индивидуальные программы – все это было замечательно и стоило от 700 до 3 тысяч долларов в месяц (не считая вступительного взноса от 10 тысяч долларов), но вот при поступлении в вузы выпускники «элитных» заведений показывали результаты ничуть не лучше, чем дети из обычных, в том числе провинциальных школ.
Вот на Первом канале запущена замечательная игра «Умники и умницы». Все, кто ее смотрят, знают, что самые лучшие результаты показывают дети из провинциальных школ, причем зачастую даже не из областных центров, а из маленьких городов и деревень. Потому что стандартная школьная программа для всех одна, а нацеленность на успех у провинциалов больше.
Достоинства и недостатки российской школы – две стороны одной медали. Учиться трудно и скучно – нет элементов игры, творчества, свободы. Зато эта скучность развивает дисциплину мышления – не хочется решать задачу по алгебре, но приходится себя заставлять и делать.
Зарплаты у учителей невысокие, дефицит кадров огромен, а средний уровень образования хотя и снизился, но ведущие позиции в мировом рейтинге нам все равно обеспечивает. Ведь это только в России возможно, когда, окончив обычную школу, самый обычный гений – математик Григорий Перельман – доказывает теорему Пуанкаре.