От ума горя не бывает?
Родители нынешних первоклашек тревожатся, что на их детей выпадет чрезмерно высокая нагрузка
Накануне начала нового учебного года из уст чиновников все чаще стали звучать слова о чрезмерных нагрузках, которым подвергаются сегодняшние школьники. С подобным заявлением, например, выступил глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. Главный санитарный врач страны назвал эти нагрузки «запредельными» и поставил под сомнение необходимость существования некоторых предметов. Вторят господину Онищенко и обычные россияне. Так, подавляющее большинство населения нашей страны считают, что в школах стало учиться гораздо сложнее, нежели при Советском Союзе. Оправданы ли эти тревожные настроения?
Русский язык и математика, изобразительное искусство, пение и музыка, трудовое обучение и физкультура – из таких уроков состояло расписание первоклассника в 1977 году. И за 30 лет расписание практически не изменилось.
Конечно, в некоторых учебных заведениях есть свои нюансы. Так, например, в петербургской школе № 57 к основным предметам предлагается еще одно обязательное занятие на выбор: информатика, немецкий язык, речь и культура общения. А в гимназии № 528 введена обязательная программа «История и культура Санкт-Петербурга», рассчитанная на один урок в неделю. В школе же № 203 им. А.С. Грибоедова с 1-го по 4-й класс малыши корпят над учебниками по русской словесности, славянской мифологии, краеведению и валеологии. Но это исключения. В общей же массе начальные школы, составляя расписание, исходят из желания дать необходимые знания без сильных нагрузок на неокрепшие детские умы и организмы.
Зато сегодня значительно расширился список факультативных занятий. Если советские школьники довольствовались кружками юного натуралиста и планериста, то нынешним детям предлагают обучиться даже столь экзотичному искусству, как оригами. Например, в школе № 156 этот урок носит название «Чудеса из бумаги». Здесь же ученикам 1–4-х классов предлагают записаться на тэйквондо, каратэ, ЛФК и спортивные танцы.
Сравнивая условия обучения школьников вчерашних и завтрашних, нельзя не отметить, что кардинальные изменения произошли с учебниками. Так, в советские времена по каждому предмету был только один учебник (скажем, Коровкина по истории Древнего мира или Перышкина по физике). Сегодня даже тех же букварей несколько, что уж говорить о более серьезной литературе. И часто преподаватели призывают учеников ознакомиться с двумя-тремя источниками. А в старших классах порой и вовсе – за доскональное знание всех параграфов учебника ставят твердую тройку, а на пятерку требуют более глубокое знание темы.