Собери мне компьютер «по-красному»
В Петербурге запускается производство электроники мирового класса
В конце августа представители тайваньской компьютерной фирмы Foxconn заявили о размещении в Петербурге соместно с Hewlett-Packard (HP) своего производства с прицелом на российский рынок. Событие знаковое: теперь можно будет с чистой совестью сказать, что и в нашей стране выпускается электроника мирового класса. По крайней мере, известными зарубежными производителями.
Попытки развивать собственную электронную промышленность в нашей стране наибольшей активности достигли в 80-х годах. Тогда разработчики пошли по двум направлениям. Первое – полное копирование зарубежной техники вплоть до последнего болта. Так появились большие и шумные ЭВМ серии ЕС (Единая система) – «цельнотянутые», то есть скопированные с айбиэмовских комплексов. Они занимали целые машинные залы в вычислительных центрах и требовали большого количества обслуживающего персонала (инженеров), поскольку ломались при каждом удобном случае. Вторым направлением, которое усиленно подталкивалось военными, была разработка сугубо отечественных суперкомпьютеров специального назначения. Так родились «Эльбрусы». Ну а поскольку наши микросхемы так и остались самыми большими в мире, то компютеры из них получались тоже не маленькие. Они требовали отдельного помещения – гермозоны, где стояли эти шкафы с электроникой, а программисты сидели стайками в отдельных залах и терпеливо глядели в пустые мониторы, ожидая, когда вся эта махина в очередной раз перезапустится.
Конец отечественной микроэлектроники наступил в начале 90-х. С одной стороны, в страну еще ранее хлынул поток дешевых персональных компьютеров, а с другой – наша оборонная промышленность в силу отсутствия средств перестала быть «законодателем мод» в этой сфере. К этому моменту IBM совершила свой знаменитый прорыв, создав технологию выпуска IBM-совместимых, как тогда говорили, компьютеров. То есть произошло разделение труда на рынке микроэлектроники. Одна фирма выпускает процессоры, другая – дисководы, третья – мониторы и видеоплаты. Все они совместимы между собой. А четвертая штампует материнскую плату, куда сажает все эти устройства, упаковывает в корпус и называет компьютером.
Когда наши спецы уяснили, что собранный «с миру по чипу» компьютер еще и работает, то тут же взялись за дело. Бывшие физики и инженеры – образованием их государство не обидело – быстро научились собирать из зарубежных комплектующих собственные «персоналки», на которые был и есть огромный спрос.
В те годы родился миф о «белой», «желой» и «красной» сборке. Первая якобы производилась в Европе и США, вторая – в Юго-Восточной Азии, ну а третья – у нас. На самом деле везти сюда готовый компьютер невыгодно из-за пошлин – цены на готовую продукцию будут выше как минимум на 30 процентов. Поэтому если взять компьютер «белой» сборки, то, вероятнее всего, он собран китайской или тайваньской фирмой, но по заказу известной компании – владельца брэнда. Просто все элементы подобраны и сборка произведена на уровне высочайшего качества. В результате мы получаем компьютер фирмы HP, Dell, Acer и так далее. Это современное, нормальное разделение труда.
По такому же принципу работает «наша» Foxconn. Она славится своими материнскими платами, а также полной сборкой под заказ. Естественно, места для сборки она выбирает там, где есть и специалисты, и спрос. Например, в Китае у нее 16 заводов, а в Европе лишь 2, так как рабочая сила здесь дорога. Чипсеты, то есть микроэлектронику, которую не производит сама, закупает у партнеров. При такой технологии потребителю гарантируется сочетание высокого качества с минимальной ценой.
Российские фирмы тоже пытались внедриться в это мировое разделение труда, тем более что проектирование и печать плат у нас были налажены. Но освоить их производство в коммерческих масштабах мешает достаточно высокая цена. Есть такой парадокс. То, что создавалось для военного заказчика, заранее неконкурентоспособно по цене для гражданского применения. Ведь разработчик вкладывает в нее раздутые расходы. Во-первых, государство-заказчик все равно заплатит, а во-вторых, выпуск специальной продукции требует дополнительных средств. А у военных достаточно жесткие требования по многим параметрам. В результате в России выжило производство только компьютеров на базе технологии Intel, которые называются «Багет», и Sparc-технологии – аналог компьтеров фирмы Sun, которые продолжают линию «Эльбрусов». Разводку материнских плат для них у нас освоили, но вот саму начинку для них – чипсеты – все равно закупают в том же Тайване или Китае. Военные морщатся, но принимают такой вариант. По свидетельству одного из конструкторов военной техники, если бы не молчаливое согласие заказчика, ни о каких новых разработках в оборонной области не было бы и речи. Ведь международное разделение труда уже сложилось. Создавать собственное производство всех компонентов, как это было в 80-х, экономически невыгодно.
По мнению питерских сборщиков, открытие производства Foxconn, безусловно, позитивно скажется на рынке – удешевится поставка ее продукции. Эта фирма работает в нижнем ценовом сегменте при нормальном мировом качестве. Присутствие HP как производителя на местном рынке тоже плюс. Компания открыла свое представительство в Петербурге еще в начале 90-х и известна активным продвижением своей продукции в органы власти. Имея собственное сборочное производство на месте, она сможет удешевить обслуживание и замену той техники, которая уже стоит в правительственных кабинетах Москвы и Петербурга.
Разумеется, на повестке дня станет вопрос локализации – то есть поставки тайваньцам комплектующих местного производства. Однако, по мнению многих петербургских компьютерщиков, в ближайшие годы местные предприятия ничего предложить не смогут. У наших электронных предприятий один конкурентоспособный вид продукции – печатные платы. Однако они выпускаются столь малыми партиями, что предприятию, ориентированному на массовое производство, закупать их нет смысла. А для производства в товарных объемах у нас просто нет мощностей. Ленинградский-петербургский ВПК всегда был ориентирован на производство только головных образцов и производство под конкретный заказ. Впрочем, пластмассу или железный прокат наши предприятия поставлять смогут.
Сетовать на отсутствие собственной электроники уже бессмысленно. Лучше делать то, что умеем, – писать программы для этих компьютеров россиянам удается неплохо. А параллельно – работать над компьютерной техникой будущего поколения, например на основе нанотехнологий, благо фундаментальная наука у нас на более высоком уровне, чем в большинстве азиатских стран.