Устранить Маннергейма
Благодаря съемкам картины в Коневском монастыре появился новый храм
На прошлой неделе Коневский Рождество-Богородичный монастырь, расположенный на острове Коневец в Приозерском районе Ленинградской области, превратился в съемочную площадку. Здесь режиссер-документалист Николай Дрейден снимал свой первый художественный фильм «Придел ангела».
Место для съемок выбрано не случайно. События в фильме разворачиваются в 1924 году в некоем островном монастыре на Ладожском озере, ставшем после революции территорией Финляндии.
– У меня была идея сделать фильм про монастырь как про сообщество людей, – говорит Николай Дрейден. – Когда я впервые побывал на Коневце, мне показалось, что монастырь – идеальная замкнутая система, в которой очень выгодно проявляются различные человеческие страсти, страхи, пороки и чистые начинания, то есть место, где полностью проявляется человек. Я выбрал именно Коневец, потому что здесь уникальная среда. Все-таки Валаам – это огромное государство. А на Коневце в сочетании с камерностью есть своя тональность, гармония и точность образа этого места.
В основу сюжета лег исторический факт – несостоявшееся покушение на Карла Густава Маннергейма.
– Я долго искал тему и сюжет, который мог бы реализовать мое ощущение Коневского монастыря, – продолжает режиссер. – Обратился к настоятелю с вопросом, нет ли в истории монастыря какого-либо интересного факта. Игумен Исидор рассказал, что есть легенда, гласящая о связи одного из настоятелей монастыря игумена Маврикия с Карлом Густавом Маннергеймом. Они вместе обучались в Николаевском училище. Я стал искать в этом направлении. Будучи не очень воцерковленным человеком, погрузился в православие. Изучал подробности жизни Маннергейма и узнал, что действительно на него готовилось покушение. В фильме больше художественного вымысла, но за основу взяты исторические факты. Приходилось жертвовать документальной точностью в угоду художественности, яркости образа.
Вымышлен прежде всего главный герой фильма. Молодой комиссар Максим, сын православного священника, поверивший в идею большевизма, отправляется по заданию советских спецслужб устранить Маннергейма. Его проводником через границу стала карельская девочка-сирота Женя, которая тоже должна быть устранена. Но именно благодаря своей спутнице главный герой переживет внутренний нравственный перелом и не сможет совершить убийство. Покушение на человека, которого так опасалась советская власть, не состоится.
– Сценарий фильма – это совокупность не только моих мыслей относительно Коневца и Маннергейма, но и попытка сложить свое мироощущение того, каким должен быть мужчина, кто такой воин, что значит женщина в жизни мужчины, как устроен мир и какое место ты в нем занимаешь, – объясняет Николай Дрейден. – Главного героя фильма можно оправдать тем, что он, принимая духовное и физическое наказание, понимает и открывает какие-то истины, его душа находит спасение, в нем происходит нравственная эволюция.
Роль Максима исполняет артист Малого драматического театра – театра Европы Алексей Морозов. Роль его спутницы – шестилетняя Маша Резник из Новосибирска.
– Мой герой изначально, еще до первого кадра, – человек, мучающийся из-за того, что поверил молодой энергии большевизма и оставил церковь, – считает Алексей Морозов. – Он постоянно сомневается в правильности своего выбора. И постепенно, уже после убийства отца Назария, в нем происходит внутренний перелом. Самым сложным для меня был момент убийства. Многое артист может проверить, но состояние убийцы проверить невозможно. На что хватило воображения, то и получилось.
В фильме также задействованы и финские актеры. Так, Маннергейма сыграл Папани Пертту.
– Я в третий раз обращаюсь к образу Маннергейма, но впервые это происходит на съемочной площадке, – говорит актер. – Этот человек интересен тем, что занимает большое место и в финской, и в российской истории. Коневец – уникальное место. Я рад, что мне довелось здесь побывать.
Настоятель Коневского монастыря игумен Исидор (Минаев), ставший главным консультантом фильма, уделял большое внимание съемочному процессу. Кстати, он сам в прошлом – актер, его связывают совместные работы на сцене с Сергеем Дрейденом (отцом режиссера). Став на путь монашества, он не может позволить себе лицедейства, так что задействован только в массовых сценах.
– Мы перебирали с режиссером разные темы и наткнулись на фотографию, где стоят рядом игумен Маврикий и Маннергейм, – говорит настоятель монастыря. – Потом был написан сценарий. Я вносил свои коррективы во все, что касается церковной тематики, а какие-то диалоги мы меняли с режиссером совместно. Николай занимался архивными поисками и даже нашел дневник игумена Маврикия. Конечно, в фильме больше художественного вымысла. Да и место действия – собирательный образ, а не Коневец. Прототипом храма стал Андреевский храм Воскресенского скита на Валааме. Это послужило толчком к тому, чтобы создать подобный храм на Коневце. Мы нашли помещение в подвале монастырского собора, где раньше хранились дрова, и решили устроить там храм во имя новопрославленных святых Зосимы Верховского и Василиска Сибирского, которые в свое время подвизались в Коневской обители. Таким образом, сюжет фильма подал нам идею. Свою задачу я вижу в том, чтобы помочь сделать правдивый фильм о церкви. К сожалению, в современной кинопродукции в этом смысле допускается много ошибок.
Съемки фильма на Коневце продолжатся в феврале следующего года, а премьера картины ожидается примерно через год.