Михаил Державин: «Возможность разыграть друзей не упускал»

В жизни популярного артиста случались комические ситуации покруче анекдотов

Старшее поколение телезрителей помнит слова незамысловатой песенки пана Ведущего, которыми он заканчивал очередную серию «Кабачка «13 стульев», а их общее число на момент закрытия («по политическим мотивам») в 1981 году составляло 140. «Закрыт, закрыт кабачок, но мы верим, что наше веселье мы взяли с собой». И сейчас зал взрывается смехом и аплодисментами при появлении на сцене Михаила Державина. Например, в антрепризном спектакле «Ханума». Ну а если на сцене или телеэкране он появляется в «дуэте» с Александром Ширвиндтом!.. Трое в лодке, не считая Грауэрмана –Михаил Михайлович, в народе ходят анекдоты о Державине и его бессменном партнере и друге Александре Ширвиндте. Например, такой: «Ширвиндт решил эмигрировать в Израиль. Эх, за Державина обидно!» – Да что там анекдоты, в жизни такие комические ситуации бывают! В Одессе в гостинице работница меня спрашивает: «Михал Михалыч, а вы еврей?» Я отвечаю: «Нет, с чего вы взяли?» Она: «Очень уж вы вежливый!» – А вы сами никогда не подумывали об эмиграции? – Нет, честное слово! Я самый настоящий «нашенский» артист! У меня за границей никаких и родственников нет. Конечно, я люблю ездить по миру, гастроли, встречи, концерты. Но жить мне нравится здесь. Ну где еще есть такая улица, как мой родной Арбат?! Здесь я родился, рос, учился, живу… Все для меня святое рядом. – Например, недалеко знаменитый роддом имени Грау… – …Грауэрмана – действительно, пока произнесешь, язык сломаешь. Легендарный роддом. Новорожденные так там орали, что водители в испуге тормозили. Да к тому же там родились такие люди, как Шура Ширвиндт, Андрюша Миронов, ну и, конечно, Михаил Державин. – Получается, с Александром Анатольевичем вы вместе с самых пеленок? – Ну, он в этом роддоме побывал на два года раньше меня. Но наши родители дружили, и мы часто бывали друг у друга в гостях. Когда мне было одиннадцать лет, а Шуре тринадцать – это казалось большой разницей в возрасте. Потом мы вместе учились в театральном училище, откуда он вышел опять же раньше меня на два года. Затем вместе работали в Театре имени Ленинского комсомола, куда я тоже попал, соответственно, на два года позже… Я везде шел по его стопам. Зато я на два года раньше Ширвиндта пришел в Театр сатиры. Вот здесь я его опередил! Часто меня спрашивают: «В вашем дуэте сразу видно, что ведет во всем Ширвиндт! Почему?» Я отвечаю: «Это правильно, ведь Шура старше меня на целых два года!» «Милок, мы же не пьющие!» – И когда же сложился ваш сценический эстрадный дуэт? – Еще работая в Театре имени Ленинского комсомола, мы часто выступали вместе на различных актерских капустниках. Затем появились первые сценки, которые мы вынесли на суд зрителя, и они стали пользоваться большим успехом… – Особенно запомнился ваш выход в женской одежде… – Изначально это было придумано в спектакле Театра сатиры «Молчи, грусть, молчи». А потом этот ход мы с Ширвиндтом использовали на творческом вечере Эльдара Рязанова. Потихонечку, чтобы никто не видел, Лариса Голубкина быстро приклеила мне ресницы, нарумянила, накрасила, и мы с Шурой вышли на сцену. Зал был сражен наповал, а Эльдар Александрович так смеялся, что чуть не упал со стула. Позже в таком виде я появлялся и на наших творческих вечерах. – Вы играете вместе много и часто. Но, думаю, ваш совместный бенефисный спектакль – это, конечно же, «Счастливцев – Несчастливцев», где вы оба играете актеров… – Мне очень нравится эта работа. А все началось с того, что мы отправились в Финляндию на рыбалку. С нами был Гриша Горин. Там мы вместе и решили придумать спектакль, основу которому взяли из «Леса» Островского. Помню, мы с таким огромным запасом спиртного приехали в Финляндию. Ввозить в страну разрешалось лишь по два литра водки одному человеку. А мудрейший Шура Ширвиндт приказал бабушкам, которые ехали с нами в автобусе: «Сейчас в пограничном магазине вы купите по два литра водки!» Бабушки запричитали: «Милок, мы же не пьющие!» На что Ширвиндт сдвинул брови: «Запомните – теперь вы пьющие!» Дали мы им денег, старушки купили водки, провезли через границу, а потом мы у них спиртное изъяли. – Знаю, что в вашей дружной компании очень уж было принято разыгрывать друг друга… – Ну, специально мы не издевались друг над другом, но если выпадал случай, то, конечно, возможности посмеяться не упускали. Помню, выступаем с Шурой в отделении милиции. Вижу, у них там обрезки разных машинных номеров валяются, знаете, когда аннулируют номера, их разрезают. И вот на одном обрезке я увидел последние цифры номера машины Миронова. Взял себе. Пришли в театр. Сидит в гримерке в костюме Чацкого (играли «Горе от ума») Андрюша. Мы говорим: «Слушай, что-то странное: около наших машин какие-то обрезки валяются, вроде с номерами! Взгляни – вот!» Миронов остолбенел. Сразу, в чем был, побежал на улицу. Потом ругался жутко. «Штамповщик Театра Ленинского комсомола» – Зритель, конечно же, помнит вас не только по дуэту Ширвиндт – Державин, но и как ведущего «Голубых огоньков», и как пана Ведущего из «Кабачка «13 стульев»… – Это было славное время. В «Огоньках» в конце 50-х вторым ведущим со мной часто выступала какая-нибудь шлифовщица с завода «Красный пролетарий». Помню, начинается эфир, я произношу слова: «Здравствуйте! Сегодня передачу «Голубой огонек» ведут шлифовщица завода «Красный пролетарий» Галина Иванова и…» А артист Володя Васильев за моей спиной тихонечко добавляет: «…и штамповщик Театра имени Ленинского комсомола Михаил Державин». Я еле сдержался от хохота. Так что до «Кабачка» меня уже узнавали. И по «Огонькам», и по фильму «Они были первыми», где я играл молодого гимназиста и читал революционные стихи. Но наш «Кабачок», конечно, принес огромную популярность. Когда выходили на сцену, зрители нас так и приветствовали: «Пан Ведущий, пани Моника, пан Директор…» Мы после утренних спектаклей неслись в Останкино на съемки, затем снова в театр, потом обратно на съемки… Однажды мы со Спартаком Мишулиным должны были ехать из театра в Останкино. Я первым вышел из театра, вижу: валяется кукла, какую вешают на свадебные машины. Я прикрепил ее к бамперу машины Мишулина. Он ничего не заметил, сел в автомобиль, и мы поехали. Едем и замечаем, как люди на нас пальцем тычут и смеются. Спартак довольный говорит: «Вот какая популярность у нашей передачи – даже в машине узнают!» Но я-то понимал, что люди смеются над этой куклой. «Роксану надо брать!» – Наверное, уже все знают, что до вашей нынешней супруги Роксаны Бабаян вы два раза уже были женаты на дочках Аркадия Райкина и Семена Буденного. Как к вам относились в таких звездных семьях? – Аркадия Исааковича я знал еще до женитьбы на его дочери Кате. Я жил по соседству с его врачом, и Райкин часто приезжал в наш дом. Да и мой отец – артист Театра имени Вахтангова Михаил Державин – был знаком с Аркадием Исааковичем. А на первом курсе училища я влюбился в Катеньку – его дочь. Мы часто прибегали к нему в гостиницу «Москва», где Райкин останавливался при приезде из Питера в столицу, и там вечно, голодные, кормились. Он относился к нам с пониманием, никогда не вмешивался в нашу с Катей жизнь, не давил на нас. И после того, как мы развелись, нисколько не обиделся на меня и продолжал тепло ко мне относится. Помню, однажды Аркадий Исаакович дал мне на спектакль свой костюм. После выступления я хвастаюсь ему: «Мне так аплодировали!» А он отвечает: «Даже если бы ты просто вышел в этом костюме и помолчал, аплодисменты были бы не хуже!» Семен Михайлович Буденный относился ко мне тоже хорошо. Нина Семеновна, моя вторая супруга, подготовила его перед нашей первой встречей, рассказала, что мой папа играл в фильме «Сталинградская битва» Климента Ворошилова. А поскольку Буденный сам был женат не один раз, то к тому, что я разведен, отнесся спокойно. Мы дружили с ним. Вместе рыбачили, отдыхали на даче. – А как вы встретились с Роксаной Бабаян? – Ее я знал еще до знакомства. На радио вел передачу «После полуночи» и вкрадчивым, тихим шепотом часто объявлял: «Сегодня для вас будет петь Роксана Бабаян!» Как певица она мне очень нравилась, но внешне представлялась такой большой, грузной армянской женщиной. Потом как-то на гастролях нас познакомил Борис Владимиров (Авдотья Никитична), и все мои неверные представления о Роксане растаяли – это была любовь с первого взгляда. Конечно, спустя какое-то время я пригласил ее к Ширвиндту домой. Там собрались все: Миронов, Марк Захаров, Шура, их жены. И вот в разгар самого веселья подходит ко мне Ширвиндт, кивает головой в сторону Роксаны и шепчет: «Надо брать!» Я и взял! И вот мы более двадцати лет уже вместе, что, конечно, я считаю большим счастьем! досье «нв» Михаил Державин Народный артист России Родился в Москве 15 июня 1935 года. Работал в театрах имени Ленинского комсомола, на Малой Бронной, с 1969 года в Театре сатиры. Снимался в фильмах: «Они были первыми», «Трое в лодке, не считая собаки», «Моя морячка», «Бабник» и др.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.