Григорий Фельдман: «В проекте я уверен, но госэкспертизы боюсь»

Несмотря на сжатые сроки, строительство стадиона идет с опережением графика

Осень 2007 года – важный и очень напряженный этап в строительстве нового футбольного стадиона на Крестовском острове. До конца года должны быть завершены все работы нулевого цикла, а Главная государственная экспертиза доожна дать заключение по проекту. О том, как идет строительство, «НВ» рассказал генеральный директор генподрядчика стройки – ООО «Авант» Григорий Фельдман. – Григорий Ефимович, полгода назад в интервью нашему изданию вы заметили, что сдача арены под ключ к весне 2009 года – не только общестроительная, но и политическая задача… – Политический аспект, конечно, присутствует, но проект все-таки строительный. Ведь заставить бетон застывать быстрее не поможет никакой административный ресурс. Сроки реализации проекта действительно сверхсжатые, они где-то на грани выполнения. Но все же – не за гранью. Так что сдать объект в указанный заказчиком – комитетом по строительству администрации Санкт-Петербурга – срок возможно. Только нужна высокоточная организация процесса, заинтересованность всех сторон: заказчика, согласующих ведомств и т. д. И конечно, бесперебойное финансирование, так как любая задержка при таком стахановском графике может стать критической. Знаете, я тут нашел нормы Госстроя, так вот там написано, что проектирование стадиона таких масштабов и должно занимать 4 года. А у нас – менее двух лет на все: демонтаж старого стадиона, проектирование и строительство нового. Тем не менее согласованный с заказчиком график пока соблюдается, даже с небольшим опережением идем. В текущем году мы выполним на площадке объем работ, на которые Госстрой по своим нормам отводит 30 месяцев. – Что на объекте сделано за первые полгода? – Все поле стадиона в сваях – погружено уже 4500 буронабивных свай из 10,5 тысячи, положенных по расчетам. Вот вам пример для сравнения. Недавно в Петербурге построили новый прекрасный бассейн на улице Хлопина, который получил высокую оценку Международной федерации плавания. Так вот, в основание комплекса вошло около 600 свай. Шестьсот и наших 10,5 тысячи – чувствуете разницу? Началось строительство причала для приема с моря материалов и конструкций арены, уже дает продукцию бетонный завод, смонтированный непосредственно на стройплощадке. Земляные работы, сваи, подземные гаражи – все то, что называется нулевым циклом, – планируем завершить к концу 2007 года. Один холм архитектора Никольского срыть – непростая задача: надо было перелопатить около 800 тысяч кубометров грунта. Теперь о невидимой работе. Генеральный проектировщик стадиона на Крестовском острове – ЦНИИ спортивных конструкций имени Кучеренко – на днях сдаст в Главгосэкспертизу первую и, пожалуй, основную часть проекта – конструктивную. А весь проект должен быть сдан не позднее середины октября 2007 года. У нас же есть перед заказчиком конкретное обязательство – не позднее декабря получить положительное заключение Главгосэкспертизы. Это принципиальнейший этап, своего рода водораздел между мыслями проектировщиков и официальной оценкой их труда. – Не боитесь неблагоприятного решения госэкспертизы, которая, например, проект второй сцены Мариинского театра приняла только с третьего раза? – Я уверен, что проект сделан качественно, но госэкспертизы все равно боюсь. Стадион – сооружение специфическое, и внимание экспертов к нему будет повышенным. Важно подчеркнуть, что эксперты будут оценивать технические решения данного объекта в контексте оптимальных финансовых затрат. Основная задача генпроектировщика – сделать проект экономически выгодным, то есть пригодным к строительству при минимальных затратах. При этом нельзя поступиться ни надежностью конструкций и инженерных систем, ни эргономикой сооружения в целом. Первоочередные задачи – обеспечить качество и безопасность. Мы ведь не можем действовать как в профессиональной шутке: «Строим быстро, качественно, недорого. Выбирайте любые два пункта». Ту же раздвижную крышу можно сделать, допустим, из бумаги. Получится дешево, но технически такое решение принято экспертами не будет: крыша не выдержит нагрузки от снега, ветра и других факторов. Можно соорудить и из чугуна. Получится прочно, но тогда потребуется не 10 тысяч свай, а все 110. И эксперты скажут, что такое решение – неоправданно дорогое. И так – по всем конструкциям и системам. – Григорий Ефимович, каким пунктом придется пожертвовать, если вы не уложитесь в смету, указанную в контракте, – 6,67 миллиарда рублей? – Вопрос не ко мне. Генподрядчику сколько денег ни дай – всегда мало. Стоимость работ по всем разделам проекта подтверждает или корректирует не управляющая компания, а Главгосэкспертиза. Что касается увеличения стоимости проекта или, как вы выразились, жертв – последнее слово остается за заказчиком. Генподрядчик предлагает, эксперт оценивает, заказчик решает. При строительстве стадиона на Крестовском острове мы действуем вопреки классической схеме: предпроектные проработки – проектирование – положительный вердикт Главгосэкспертизы – начало работ с заранее известной сметой. При такой последовательности новый стадион мог бы строиться не менее 4–5 лет. Так что мы параллельно ведем проектирование и строительство. Понимаете, Петербург – не первый город, где построят стадион с раздвижной крышей и выдвижным полем. Но мы возводим уникальный объект именно в комплексном плане. Нигде в мире вы не найдете стадиона с такими достоинствами, расположенного на 60 градусах северной широты! Возьмем ту же крышу – в Гельзенкирхене она тоже раздвигается. Но в Германии крыша рассчитана на снеговую нагрузку 50 килограммов на квадратный метр, а у нас – на 200. Минимальная зимняя температура в Германии составляет минус 9 градусов, у нас – минус 26. А на стадионе должно быть тепло, а вот конденсация, напротив, отсутствовать. И где же сложнее строить?
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.