«Почему здесь нет детей?»
Дочь основателя знаменитого музея «А музы не молчали…» Анастасия Федотова считает, что детище ее отца должно принадлежать школьникам
Уникальный школьный музей «А музы не молчали…» отмечает свой юбилей. Сорок лет назад усилиями учеников и педагогов 235-й школы во главе с учителем физкультуры Евгением Линдом стала создаваться коллекция, рассказывающая историю блокадного Ленинграда через судьбы музыкантов, композиторов, артистов, художников.
Традиционно 25 сентября, в день рождения композитора Дмитрия Шостаковича, здесь собираются ветераны. В этом году памятная дата стала и днем открытия обновленной экспозиции «Музыканты блокадного Ленинграда».
– Экспозиция изменилась – она стала интерактивной: можно включить патефон, можно играть на рояле, кроме того, стало больше героев, о которых мы рассказываем, – говорит руководитель музея Ольга Прутт.
Совершая экскурсию по залу, гости музея видят воссозданный уголок блокадной комнаты с печкой-буржуйкой, с гильзами, которыми играли дети, с пострадавшими во время обстрела книгами. Еще одна комната – с роялем знаменитого дирижера Карла Элиасберга. В ней воспроизвели интерьеры дома Союза композиторов Ленинграда военного времени. В витринах собраны письма и дневники, фотографии и пригласительные билеты на концерты, партитуры и книги композиторов, ушедших в ополчение, и музыкантов, выступавших в осажденном городе.
Большая часть экспозиции посвящена Дмитрию Шостаковичу, его деятельности во время войны, творческой и общественной помощи коллегам. В этом музее нет случайных экспонатов, которые должны создавать «исторический фон», каждая вещь имеет свою биографию.
– Вот эту куклу нашли на пепелище на углу Невского и Восстания, буржуйка – из комнаты композитора Бориса Асафьева, стекло со следами военной заклейки было в окне дома рядом с булочной на площади Труда, его принесли наши ребята в 1982 году, – Ольга Прутт знает историю каждого экспоната.
За 40 лет школьный музей разросся настолько, что пришлось строить специальное здание. 20 тысяч экспонатов разместили на трех этажах, основные экспозиции о театре и музыке в блокадном городе дополнили материалы по истории школы и уголок, посвященный основателю музея легендарному Линду.
– После смерти отца я передала сюда вещи и документы отца, – рассказывает Анастасия Федотова, дочь Евгения Линда, – к сожалению, он здесь не был, только фотографии видел. Он всегда хотел, чтобы музей был именно школьным, а не городским, поэтому не понятно, почему сегодня здесь только ветераны и нет детей.
Вещи ленинградцев, переживших блокаду, – основа коллекции музея, которая не перестает пополняться, несмотря на прошедшие с окончания войны 60 лет. В витрине, рассказывающей о музыкальном образовании во время блокады, есть страницы из дневника, ноты и похвальный отзыв «за участие в соревновании на лучшее исполнение концертной программы, посвященной успехам Красной Армии» ленинградского школьника Андрея Крюкова. Сейчас Андрей Николаевич – сотрудник Института истории искусств, автор нескольких книг о блокадном Ленинграде, он помогал собирать материалы о погибших на войне композиторах.
– Я и сегодня принес небольшой подарок – ноты пьес Бетховена, изданные перед самой войной и подаренные мне учительницей музыки, с которой я занимался, когда музыкальные школы еще не открылись. Чтобы площади музея были максимально насыщенны, блокадники должны проявлять инициативу – приносить сохранившиеся вещи, – призывает он.
Свои реликвии – портрет, нарисованный на портянке, и гитару – передала школьной коллекции Александра Евдокимова, давний друг музея «А музы не молчали…».
– Однажды в конце войны нам выдали новую ткань на портянки, и один солдат предложил нарисовать на ней мой портрет, я только попросила, чтобы не в военной форме, – вспоминает Александра Ивановна. – Когда Линд узнал о нем, закричал: «Немедленно неси сюда!» А гитара была у моего брата, который служил в ополчении, под нее исполняли песни Изабеллы Юрьевой. Я ей написала, что ее песни помогали в войну, она мне ответила, и мы подружились.
Однако школьный музей не только хранилище вещей, в
235-й школе есть уроки музееведения – дети учатся обращаться с экспонатами, сами водят экскурсии. Зал «Музыканты блокадного Ленинграда» создавался профессиональными художниками, и, посмотрев, как это делается, следующие экспозиции школьники будут делать сами. А еще они будут постоянно общаться с теми, кто пережил блокаду, их детьми, учениками, друзьями на вечерах «Ленинградские интеллигенты».