Финны опускают шлагбаум
Критическая ситуация на российско-финской границе привела к тому, что наши северные соседи готовы уже в ближайшие дни ее закрыть
Вчера утром появилась информация о том, что таможенные органы Финляндии просят правительство страны временно закрыть границу с Россией для грузовиков. А уже днем стало известно, что финское правительство намерено решать этот вопрос оперативно – запрет может вступить в силу в ближайшие дни. Дело в том, что многокилометровые пробки на подъездах к границе практически парализовали приграничные территории Финляндии. В начале 1990-х годов, когда при поддержке Евросоюза Россия обустраивала свои внешние границы, никто не мог предположить, что через полтора десятка лет наша страна станет одним из крупнейших в Европе потребителей товаров. Никто не ждал, что Россия так быстро преодолеет кризис.
По данным Восточного таможенного округа (ВТО) Финляндии, вчера очередь грузовиков к Торфяновке растянулась на 50 километров. Примерно такая же ситуация и в Брусничном. С аналогичной проблемой – гигантскими очередями на подъездах к российской границе – столкнулись Латвия и Эстония. «НВ» неоднократно писало об этой проблеме…
Начальник ВТО Финляндии Тооми Кивилааксо в интервью газете «Хельсингин Саномат» признал поражение своих подчиненных: им не справиться с огромным грузопотоком. По данным Северо-Западного таможенного управления, в сутки на границе с Финляндией досматривают свыше 600 машин. При этом все посты на российской стороне работают на пределе своих возможностей.
Заявление финского таможенника еще вчера утром казалось курьезом. Но днем появилась информация, что вопрос о временном закрытии границы с Россией правительство Финляндии намерено решать оперативно. Оперативно – в течение нескольких дней.
С середины 1950-х годов, когда Финляндия стала основным внешнеэкономическим партнером СССР в Европе, финская граница ни разу не была закрыта. Даже на несколько часов. Для Финляндии ровная работа границы всегда была залогом внутренней экономической стабильности. Именно поэтому в начале 1990-х правительство Финляндии помогало российским властям в переговорах с ЕС. Тогда необходимо было в срочном порядке оборудовать новые посты на границах с Латвией и Эстонией и по возможности модернизировать старые на российско-финской границе.
Дипломаты, которые участвовали в этих переговорах, вспоминают, что никто не мог предположить, каким будет объем поставок товаров в Россию через 10–15 лет. К тому же тогда казалось, что основным маршрутом для импорта останется море.
Поначалу так и было, но к концу 1990-х годов грузооборот порта Петербурга превысил 40 миллионов тонн в год. Эта цифра стала рубежом, после которого изменилась сама структура грузов, доставляемых по морю. В это время стали стремительно расти перевозки по суше. По оценкам Федеральной таможенной службы РФ, грузовики доставляют в страну так называемы товары народного потребления: одежду, обувь, бытовую технику… По суше же в Россию доставляют новые машины. Только в Петербурге покупают около 150 тысяч легковых машин в год…
В прошлом году импорт в Россию составил 137 миллиардов долларов, а за семь месяцев этого года – 102 миллиарда. По прогнозам, к концу года его объем превысит 200 миллиардов долларов. Примерно 60–70 процентов грузов ввозят через подразделения Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ), которое обслуживает практически всю европейскую границу страны. Около 50 процентов импорта – это товары из стран ЕС. Из всего потока около 70 процентов следует в Центральный федеральный округ, прежде всего в Москву.
Однако возросшие грузопотоки уперлись в морально устаревшие пограничные переходы. Еще в прошлом году нынешний и. о. начальника СЗТУ Михаил Прокофьев говорил, что у таможни хватит людей, но возможности пограничных переходов уже исчерпаны.
Временное закрытие границы – мера, которая частично и ненадолго решит проблему. Потому, что через несколько недель начнется «высокий сезон» на границе: грузовиков станет больше по крайней мере в полтора раза – в России начинается время предновогодних покупок.
По всей видимости, правительство Финляндии попробует в срочном порядке начать переговоры с Министерством транспорта РФ. По данным «НВ», на октябрь были назначены консультации по пограничной проблеме между министром транспорта России Игорем Левитиным и еврокомиссаром по транспорту Жаком Барро. Последний в рамках подготовки к консультациям с Россией уже провел встречи с представителями Финляндии, Латвии и Эстонии. Но начало консультаций было перенесено.