Предложения федерального значения

Валентина Матвиенко выступила с инициативой изменить инвестиционную политику России

На заседании Госсовета, которое состоялось 11 октября в Уфе, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко впервые в истории такого рода совещаний нарушила неписаный протокол, который требует от глав регионов говорить только о местных проблемах. В присутствии президента, ключевых министров и других губернаторов она предложила – причем в категорической форме – изменить федеральную политику и федеральное законодательство в сфере инвестиций. С тактической точки зрения момент для выступления был выбран удачно. Во-первых, новый кабинет министров еще не придумал собственную концепцию в сфере инвестиций, а потому остро нуждается в свежих, но уже проверенных на практике идеях. Во-вторых, у Валентины Матвиенко была выигрышная позиция – она могла «похвастаться» инвестиционными успехами Петербурга, то есть подкрепить свои предложения весомыми доказательствами. Объем иностранных инвестиций в Петербург за первое полугодие составил 2 миллиарда долларов (вся Россия – 24,6 миллиарда), а прямые инвестиции увеличились в полтора раза.Однако главная интрига – даже не в форме, а в сути предложений. Валентина Матвиенко взяла конкретные примеры – Орловский тоннель и Западный скоростной диаметр. Финансируют эти дорогостоящие проекты три стороны: субъект Федерации (Петербург), частные инвесторы и федеральный центр (за счет средств Инвестфонда). Обеспечивать строительство и эксплуатацию обязан город: изыскания, проектные и инвестиционные конкурсы, выбор трассы, решение вопросов с землей, с недвижимостью в зоне строительства, с жителями – забота местных властей. Практически все риски – строительные и финансовые – тоже берет на себя город. Инвестфонд только выделяет часть денег на проект – не более того. Но, как соинвестор, он по закону тоже должен перепроверить, пересчитать и согласовать всю документацию. По ЗСД этот процесс растянулся на 1 год и 9 месяцев. При этом специалисты Инвестфонда делали ту работу, которая уже была выполнена до них на уровне города. Смысла в этом немного. Как и в том, что после пуска этих объектов федеральный центр останется совладельцем этих сооружений. Но главное, что предложила Валентина Матвиенко, – целиком переложить финансирование государственной части расходов на Инвестфонд, сняв эту нагрузку с городского бюджета.Здесь требуется небольшое отступление. Ситуацию с российским Стабфондом все знают. Денег в нем – несколько триллионов. По мнению Алексея Кудрина, использовать резервные средства на коммерческие и даже инфраструктурные проекты в России нельзя: потому что если проект сырой, сомнительный, то бюджетные деньги, как водится, будут просто разворованы, уйдут в песок, а если же проект эффективный, то бюджетных средств тем более не требуется – их охотно выделят коммерческие банки. Правда, под нажимом всего правительства Кудрин все же согласился на создание государственного Инвестфонда – но при условии, что этот фонд будет выступать только соинвестором, наряду с частными компаниями и субъектами Федерации. Не потому, что в Стабфонде (из которого можно пополнять Инвестфонд) денег мало, напротив, их там немерено. А именно ради сохранности госинвестиций. Валентина Матвиенко предложила другую схему: финансировать одобренные на государственном уровне проекты целиком за счет Инвестфонда. Не все сто процентов сметы – ведь есть еще и частные инвесторы, но все, что должно вложить государство. В масштабах Инвестфонда все эти тоннели, скоростные диаметры по деньгам погоды не делают. В отличие от города – для него эта ноша ощутима. По словам губернатора, Петербург, задумав эти две мегастройки, на несколько лет вперед исчерпал возможности по инициированию других масштабных проектов. Полную же ответственность за успех строительства и последующую эксплуатацию новых объектов берет на себя город. В губернаторском докладе не сказано, в чем выражается ответственность, это технический вопрос. Город, к примеру, может выступить гарантом сохранности федеральных инвестиций, отвечая за них своим бюджетом или правом собственности. Гарантией может быть условие, что в случае провала проекта данный субъект Федерации лишат дальнейших инвестиций. Плюс к тому сейчас губернаторы несут персональную ответственность за все, что происходит в их регионах.Предложение петербургского губернатора можно назвать по меньшей мере смелым. Но примерно то же самое сказал, выступая на Госсовете, и Владимир Путин:«Крупных и долгосрочных проектов – особенно в регионах – по-прежнему мало. Одна из причин такой ситуации – недостаток готовых инвестиционных площадок. Многие перспективные предложения оказываются под угрозой срыва из-за дефицита энергомощностей, из-за низкого качества дорожной сети и логистики, теле- и инженерных коммуникаций. Инвестиционный приток в экономику – и прежде всего в инфраструктуру – нужно сделать стабильной, постоянной тенденцией».И говоря именно о государственно-частном партнерстве, президент обратился к петербургскому опыту, в котором он, как выясняется, принимал самое непосредственное участие:– Регионы должны активнее запускать концессионные проекты государственно-частного партнерства. Так, уже фактически началась реализация проекта автодороги «Западный скоростной диаметр». Объявлены конкурсы и по нескольким другим крупным проектам. Кстати говоря, согласования в сфере сопряжения усилий бизнеса и государства еще идут крайне долго. Валентина Ивановна [Матвиенко] здесь, да? Вот она знает, сколько прошло времени с тех пор, как мы начали говорить о некоторых проектах подобного рода в Петербурге. Год, полтора согласовывали – это при моем непосредственном участии. А если не заниматься так вот, в «ручном» управлении?Именно это «ручное управление», каждодневное участие президента, позволяет губернатору выступать с позиций человека, работающего «на передовой» модернизации страны. В последнее время много говорится о «Плане Путина», преемственности курса президента, программе развития страны. Особая роль северной столицы в этих планах с каждым годом становится все яснее и ярче. Опираясь на губернатора и партийное большинство, именно в Петербурге президент «пробует»  узловые элементы преобразований, столь необходимых стране. Именно тут нарабатывается опыт, который затем распространяется на всю страну. В этом особая роль города и его счастливый шанс, первая удача. После десятилетий прозябания действительно становится самым современным городом России, и с этих позиций именно по питерской мерке выстраивается вся программа преобразований в стране. Решения правительства по этому вопросу придется ждать не один день и даже не одну неделю. Однако поддержка со стороны президента, который на уфимском Госсовете не раз говорил о необходимости повышать инвестиционную привлекательность страны, развивая инфраструктуру, дает надежду на положительное решение вопроса. В этом случае Петербург (как и другие регионы) сможет в разы увеличить число своих транспортных и иных проектов.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.