Дача уходит в море
Идеи Виктора Дмитриева способны совершить переворот в туризме и полярных исследованиях
Петрозаводчанин Виктор Дмитриев относится к той малочисленной «породе» людей, биография которых, дела и идеи уложатся не в одну книгу. Физик по профессии, он уже больше тридцати лет занимается возрождением традиционного деревянного судостроения, пройдя на своих парусных кочах, фрегатах, ладьях забытыми маршрутами древних мореходов через множество морей и океанов. Морской клуб «Полярный Одиссей», основателем и президентом которого является Виктор Дмитриев, привлекает огромное количество туристов, приезжающих в столицу Карелии! Где еще одновременно увидишь столько старинных парусников, сможешь подняться на палубу деревянного судна, оборудованного настоящими пушками, на котором выходил в плавание сам президент Борис Ельцин! На берегу Онежского озера Морской клуб «Полярный Одиссей» появился в 1978 году. – Главная цель и задача клуба – возрождение, сохранение и развитие отечественной морской культуры, без которой невозможно формирование морского сознания нации, – поясняет Дмитриев. – К сожалению, не все наши адмиралы и чиновники понимают эту тонкую вещь, касающуюся национального флота России. Петр I же это быстро понял, оказавшись в Голландии. Еще в молодости он создал на Переславском озере потешный флот, где и получили возможность обучаться будущие морские спецы. А уже создав военно-морской флот, подарил эти суда своим приближенным, наказав «суда сии использовать не как телеги навозные, а как коляски и повозки на сухом пути», тем самым заложив основы будущего Невского яхт-клуба. У нас же люди считают, что яхтинг – это лишь вид спорта. Нет, это в первую очередь индустрия отдыха на воде. В ней есть спортивное направление, путешествия, исторический раздел, который в России первым поднял именно наш клуб. Наши законы, которые должны помогать развитию яхтинга, его рубили и губили. Может быть, власти наконец прозреют и поймут, что невозможно обучить человека морской культуре за то время, которое он проводит в училище. Клуб вернул к жизни три десятка утраченных судов. У каждого из них – своя интересная судьба. Например, казачьи струги, которые построили в Петрозаводске по заказу «Мосфильма», участвовали в съемках фильма «Ермак». Коч «Помор», ставший первенцем исторического судостроения в «Полярном Одиссее», прошел древними морскими путями к Груманту – архипелагу Шпицберген, этот поход был поддержан Юрием Сенкевичем, по маршруту «Скандинавское кольцо», был у берегов Аляски. – В 1987 году мы провели на нем первую экспедицию «Мангазея», – вспоминает Дмитриев. – Корабль не имел двигателя – только паруса. Двигаться приходилось очень медленно, а отпуска у людей были короткие. Поэтому были проблемы: ветер дует навстречу, мы стоим, народ нервничает. Кончилось все это дело большим бунтом и попыткой пиратского захвата корабля. В итоге возвращались в Петрозаводск вдвоем – всех бунтовщиков высадили.После похода на Шпицберген на коче «Помор» и ладье «Грумант» у Дмитриева возникла идея доплыть до Святой земли. «Помора» заложили в банке, взяли кредит и на эти деньги построили ладьи «Вера», «Надежда», «Любовь». В 1990-м создали миссию «Золотой век», получившую благословение патриарха. Дойдя до берегов Италии, карельские путешественники были приняты самим папой римским. Конечной целью мореходов было восхождение на гору Синай, с вершины которой путешественники должны были произнести десять заповедей. – Мы стали первыми паломниками из СССР на Святую землю, – продолжает президент Морского клуба. – Но «Веру» и «Любовь» пришлось вернуть домой, народ выслать самолетом. Стартовали 60 человек, но в Стамбуле многие посходили с ума от изобилия тряпок. У нас в стране пустые прилавки, а тут такое, да и доллары, на которые нам поменяли рубли, руки жгут… До конечной цели – горы Синай – тогда добрались… пять человек. В следующем большом походе, который должен был стать одним из этапов кругосветки, нерадивые «моряки», оставшись без своего адмирала Дмитриева, которому пришлось срочно вернуться в Петрозаводск, просто бросили «Веру», «Надежду» и «Любовь» у чужих берегов, изменив экспедиции с безудержным шопингом. – В итоге две ладьи так и пропали где-то на Канарах, но одну мне удалось разыскать в Картахене, куда я пробирался тайно без всяких виз, – продолжает Дмитриев. – Сейчас она стоит здесь, рядом с нашим плавучим музеем. Самая экстремальная ситуация, в которую попал парусник «Святитель Николай», произошла в 2004 году в Северном море. Направляясь во Францию на фестиваль, парусник попал в страшный шторм. Скорость ветра была стабильно 25 м/c, а при порывах достигала 50! В процессе борьбы со стихией у судна сломался руль. – Был дан сигнал бедствия, откликнулась береговая служба Голландии, – говорит Виктор Леонидович. – Их судно не могло близко подойти к нашему кораблю, чтобы перекинуть линь на борт (тонкая веревка, к которой привязывается буксирный трос. – Авт.). Пришлось старпому обвязаться веревкой, прыгать в воду, плыть к этому судну, стараясь не попасть под гребные винты, и с линем в руках возвращаться обратно. Виктор Дмитриев и его единомышленники неистощимы на оригинальные идеи. Одна из них – плавучие дачи, аналогов которым в мире нет. Куда более дешевый и удобный вариант нежели пластиковые яхты, на которых и развернуться-то нельзя. Поднимаемся на борт одной из таких плавучих дач с именем «Робинзон и компания», только что завершившей испытания в Онежском озере. Две палубы, каюта с четырьмя удобными спальными местами, биотуалет, душ, небольшой камбуз, печка, мангал. На верхней палубе можно поставить шезлонги и загорать, а по бокам предусмотрены… небольшие теплицы для овощей. – Одно из наших ноу-хау – парусное вооружение, которое может также генерировать энергию и выполнять функции зонта, – рассказывает Виктор Леонидович. – Плавдача может идти под мотором, под парусом и под веслами. Можно подойти к понравившемуся берегу и поднять ее на сваях – это тоже предусмотрено. Хоть по миру путешествуй, хоть у берегов живи! Тем более что это еще и ферма на воде. Поплавки позволяют опустить два садка. Весной запускаешь в них мальков той же форели, а к осени снимаешь взрослых рыб. Осадка маленькая, управлять может даже дилетант, ломать тут особо нечего – все легко ремонтируется. Благодаря 34 отсекам плавучести дача непотопляема. На ней под парусом даже в океан можно идти! Еще одной идеей является полярная дрейфующая станция нового поколения. Эта разработка уже привлекла внимание множества специалистов, и вполне возможно, вскоре российские исследователи Арктики смогут работать в новых условиях. – Новые технологии позволяют из композитных материалов сделать комфортные надежные прочные суда нового типа, – говорит Виктор Леонидович. – С них можно вести все исследовательские работы в Арктике. Такая дрейфующая станция может вмерзнуть в лед и будет выжата на поверхность. Она имеет энергетику не только от дизелей, но и от ветра. Не надо искать многолетние льдины, которых уже не осталось, тратить время в борьбе за выживание, не иметь возможности использовать современнейшую аппаратуру. Пора уже нашим полярникам жить с оранжереей, энергетикой, комфортом, опускаться на дно океана не так, как это было недавно сделано, когда долго искали отверстие во льдах для выхода на поверхность, а через специальную шахту. Мы ведь в XXI веке живем!