Михаил Пиотровский: «Музей против слов «собственность» и «деньги»
Корреспондент «НВ» побеседовал с директором Эрмитажа прямо на открытии выставки «Америка сегодня. Современное американское искусство из коллекции галереи Чарльза Саатчи»
– Михаил Борисович, выставка открыта: чувствуется, ей будет сопутствовать успех. Ваши комментарии по этому поводу?– На мой взгляд, выставка получилась красивой и впечатляющей. Что особенно интересно – на ней представлено не хрестоматийное, а совсем новое, свежее американское искусство. Возраст большинства авторов – слегка за 30; они еще не успели обзавестись непререкаемым авторитетом в мире искусства, на них еще не наведен глянец массового признания. Поэтому они доступны критике: наш зритель может свободно высказывать свое мнение, а мы даже можем соглашаться с мнением зрителя. Хотя многие из них уже знамениты – например, Адам Цвиянович.Выставка представляет яркий срез американского искусства во всем многообразии техник, приемов и взглядов на мир. Причем это именно британский выбор американского искусства – выбор знаменитого британского коллекционера Чарльза Саатчи. Для нас же эта выставка означает установление полезных связей и с самим Саатчи, и со многими спонсорами, которые помогают покупать, собирать и показывать новое искусство. И хотя все работы созданы после 2001 года, на самом деле, в каких-то фундаментальных вещах выставка получилась вполне консервативной. Это фигуративное, в целом оптимистичное искусство, здесь мы видим вполне нормальные холсты с красками, привычный уже коллаж. Надеюсь, что экспозиция спровоцирует такие же жаркие споры и дискуссии, которые разворачивались на выставках зарубежного искусства в 60-е годы, когда на них выстаивались километровые очереди и люди увлеченно обсуждали то, что они увидели. Кроме того, через эти картины нам открывается, какими глазами смотрит поколение тридцатилетних американцев на мир после теракта 11 сентября, как они преодолевают меланхолию, как осмысливают социальные процессы в Америке.– Эта же выставка, но в ином формате экспонировалась в Лондоне в прошлом году. Она была обширнее эрмитажной?– Да, наша выставка – это реплика лондонской. Работы для нее подбирали Саатчи и Норман Розенталь – один из самых знаменитых кураторов в мире. Как раз вчера королева Британии присвоила ему рыцарское звание.Такой двойной отбор картин, в котором сыграли роль и личный вкус Саатчи, и мировой уровень вкуса, представленный Норманом, да еще наш, эрмитажный выбор (со стороны Эрмитажа его осуществлял куратор Дмитрий Озерков) обеспечили высочайшее качество экспозиции. При отборе мы учитывали и особенности пространства – какие-то работы эти стены принимают, какие-то – нет. Лондонская выставка была в несколько раз больше: она проходила в Королевской галерее, а там гораздо больше залов.– Полная реконструкция левого крыла Главного штаба должна быть завершена к 2014 году. Насколько широко в новых музейных залах будет представлено новейшее искусство?– Давайте уточним, чтобы не было путаницы: далеко не все залы будут отданы современному искусству. Мы не собираемся отводить все крыло под искусство XX и XXI веков. Здесь мы разместим импрессионистов и постимпрессионистов, немецких романтиков – типа Каспара Давида Фридриха; коллекции фарфора и прикладного искусства XIX века? Это будет «музей культуры» в обычном эрмитажном стиле. И лишь часть залов будет посвящена XXI веку. Там будут размещаться временные выставки из дружественных музеев и галерей. Я понимаю, всех очень волнует наполнение залов, посвященных новому искусству…– Конечно, но вы всегда подчеркиваете, что покупать работы знаменитых авторов – дорого, у Эрмитажа нет таких средств…– Мы не будем массово скупать произведения новейшего искусства. Наш проект «20/21», как и большая часть деятельности Эрмитажа, направлен против слов «собственность» и «деньги». Действительно, все очень дорого. А мы хотим ввести такой порядок, при котором посетители Эрмитажа смогут видеть новое искусство в его лучших, знаменитых образцах, и при этом оно необязательно должно принадлежать Эрмитажу.Постепенно, не торопясь, мы начнем составлять собственную коллекцию, точечно отбирая то, что нам действительно необходимо. Быть может, наша коллекция составится из 10–15–20 вещей XXI века. А пока мы предпочитаем принцип сочетания музея и Kunsthalle: будем привозить выставки, представляющие самых известных художников, новейшие течения.– Вы советовали посмотреть одну за другой две выставки: английской акварели XVII–XIX веков и USA Today.– Я имел в виду, что новое искусство принципиально ничем не отличается от старого. Я считаю правомерным мой лозунг: «Нет принципиальной разницы между «Собакой» Поттера и «Кошкой» Пикассо». У американцев выражено пристрастие к броской плакатности, к кислотной гамме красок. Здесь цвета яркие – а в акварели господствуют полутона. Но и здесь, и там очень хороший воздух, насыщенный светом. Там он нежный и водянистый, здесь – сочные цвета, бодрый колорит. Та выставка – приятная, а эта – веселая.