Мы «Дивадло» удивили
В Праге завершился Первый петербургский театральный сезон
Пражский театр «Швандово Дивадло» на пять вечеров стал питерским – по репертуару, настроению, эмоциям. На его сцене были сыграны спектакли петербургских театров: «Трамвай «Желание», «Двое на качелях» театра «Приют комедианта», «Вий» Большого театра кукол, «Иванов» Небольшого драматического театра Льва Эренбурга и «Дон Жуан» Театра им. В.Ф. Комиссаржевской. Пять спектаклей – пять вечеров.Зал на триста мест «Швандово Дивадло» («дивадло» по-чешски – театр) все пять вечеров был заполнен до отказа – как чехами, так и русскими. В Праге существует довольно большая русская диаспора, и люди ловят любую возможность приобщиться к русской культуре, услышать родную речь. На спектакли приходила известная актриса Лилиан Малкина, много лет назад уехавшая из Петербурга в Прагу. Лилиан нашла себя на чужбине – успешно снимается в чешском кино (фильм «Коля» Яна Сверака, где она сыграла, был удостоен «Оскара»), играет в театре. Корреспонденту «НВ» Лилиан сказала, что эти дни Петербурга в Праге были для нее одними из самых счастливых за последние десять лет.С успехом прошли и «Трамвай «Желание» режиссера Михаила Бычкова, и «Двое на качелях» в постановке Вениамина Фильштинского. Художественный руководитель чешского коллектива Даниэль Хрбек отметил, что увидел настоящий психологический театр и пражским режиссерам есть чему поучиться у петербуржцев.Надо заметить, что в Праге пятнадцать официально существующих театров (все получают дотацию от государства, в основном это репертуарные театры, как «Швандово Дивадло») и бесчисленное количество театров частных, самодеятельных, студенческих. Во время фестиваля Вениамина Фильштинского пригласили в клуб «Петрович» (оформленный по подобию московских «Петровичей» известным художником-карикатуристом Андреем Бильжо), где театральный педагог дал мастер-класс актерам – русскоговорящим студентам пражских вузов – будущим экономистам, журналистам, врачам, менеджерам, которые создали свою театральную студию. Ребята показали отрывки из спектакля «Молодые люди». Вениамин Михайлович с пониманием отнесся к робким попыткам начинающих артистов, в считаные минуты установил с ними контакт и с блеском показал, как бы он решил ту или иную мизансцену, сценический ход. Даже если для этих ребят урок Фильштинского был сегодня сложен, в будущем он наверняка им пригодится. Самым неоднозначным спектаклем Петербургского сезона в Праге признали «Иванова» по Чехову в постановке Льва Эренбурга. Эпатаж, натурализм (при очень хорошей игре актеров) вызвали настоящий шок у зрителей. «Я привык к тому, что люди по-разному воспринимают мои работы, и не переживаю, когда уходят со спектаклей», – сказал режиссер. С «Иванова» чешские зрители уходили, но в той же пропорции, что и в Питере. Удивить чехов удалось «Вием» в постановке Руслана Кудашова. Спектакль – обладатель «Золотого софита» явно пришелся по нраву пражанам. Здесь вообще к нечисти относятся с особым почтением – недаром на соборе Святого Вита устроились химеры и лягушки, а в сувенирных лавках выставлены на продажу в огромном количестве ведьмы, эльфы, чертики. В Средние века город считался столицей алхимии, тут жил перед самой смертью доктор Фауст, и существует легенда, что дыра в крыше его дома не поддавалась ремонту – через нее по истечении подписанного кровью договора доктор был унесен Мефистофелем… Но настоящий триумф ожидал под занавес фестиваля. «Дон Жуан» в постановке болгарского режиссера Александра Морфова стал самым ярким событием Недели Петербурга, а Александр Баргман – самым популярным актером. Чешские критики отметили и режиссуру, и оформление, и работу актерского ансамбля.Театральные вечера были доступны любому пражанину: билеты стоили в 5–10 раз дешевле, чем на спектакли зачастившего в Чехию МХТ под руководством Олега Табакова. Фестиваль петербургских театров совпал с днями памяти жертв коммунистического режима в 1948–1989 годах. Чехи хорошо помнят о социалистическом прошлом, недаром в прежние времена к плакатам с надписями «Навеки с СССР» они добавляли: «И ни секундой дольше!»Сегодня есть большая надежда, что мосты, соединяющие берега Влтавы и Невы, станут символом укрепляющихся культурных связей между Прагой и Петербургом. Во всяком случае, ответный визит Праги – пять спектаклей на пять вечеров – не за горами, уже в апреле их можно будет посмотреть на сцене «Приюта комедианта».