Северная столица – еще и нефтяная!
Вчера биржа «Санкт-Петербург» выиграла конкурс на право проведения торгов нефтепродуктами для госнужд
Вчера стало известно, что Министерство экономического развития и торговли выбрало биржу, на которой будут проводиться торги нефтепродуктами для государственных нужд. Из девяти претендентов выбор МЭРТ пал на одну – биржу «Санкт-Петербург». Как ожидается, «Санкт-Петербург» станет базой, на которой опробуют технологии другой биржи – сырьевой. Для северной столицы выбор МЭРТ означает повышение статуса. Об итогах конкурса сообщил заместитель главы министерства Кирилл Андросов. По его словам, биржа-победитель вложит в подготовку системы для заключения сделок с нефтепродуктами до 300 миллионов рублей. Правительство РФ еще летом приняло решение о запуске в стране торгов нефтепродуктами, в которых обязательно должны участвовать государственные министерства и ведомства. Перевод биржевых закупок в северную столицу сам по себе не наполнит бюджет города. Мало кто обращает внимание, но современные биржи – некоммерческие организации. Но значение появления новой площадки на берегах Невы не стоит недооценивать. Продавцам и покупателям потребуются представители, которым будет необходима своя инфраструктура. А главное – наш город станет законодателем мод в обращении самых что ни на есть реальных ценностей. Такие структуры, как Минобороны, Минсельхоз, закупают горюче-смазочные материалы в огромных количествах. Пока они это делают разрозненно, существует благодатная почва для завышения цен, коррупции. Постановление, которое подписал в июне еще премьер-министр Михаил Фрадков, обязывает «казенных потребителей» приобретать на бирже до 25 процентов требуемого им объема топлива. Это должно способствовать прозрачности сделок и снижению цен. Интересен этот проект и для биржевиков. Ведь статус организатора торгов сулит не только стабильный доход, но и служит прекрасной рекламой. Что касается поставщиков топлива, то они, если работают честно, от новой системы тоже будут в выигрыше. Ведь отследить предложения со стороны потенциальных потребителей намного проще, если заявки не раскиданы на пространстве от Камчатки до Калининграда, а собраны в одном месте. За право стать такой площадкой боролись девять бирж. Первоначально предполагалось, что побе-дитель будет определен быстро, а первый контракт заключат уже 1 августа. Но конкурс даже продлили, так как не все участники успели подготовить документы. Во второй тур вышли четыре претендента. А победителем стала биржа «Санкт-Петербург», расположенная на Большом проспекте Васильевского острова, рядом с ДК им. Кирова. Минэкономразвития еще недавно надеялось, что закупки топлива на торгах начнутся хотя бы до конца текущего года. Теперь его представитель говорит более осторожно – «после согласования регламента». На бирже «Санкт-Петербург» считают, что реальный срок – начало 2008 года. Проект топливной биржи не следует путать с другим, более амбициозным, – идеей создания в России собственной сырьевой биржи, где торговалась бы нефть и заключались бы контракты на ее поставку за рубеж. Эту международную товарно-сырьевую биржу МЭРТ и правительство Санкт-Петербурга создают совместно с Нью-Йоркской товарно-сырьевой биржей NYMEX. Также стоит заметить, биржа «Санкт-Петербург» имеет собственное помещение, сейчас строит новое здание и не собирается переезжать в шедевр архитектуры на Стрелке Васильевского острова. В знаменитом здании скоро разместится международная товарно-сырьевая биржа.Теперь нет сомнений – вслед за биржей для госзакупок у нас пропишется и большая, сырьевая биржа, та, что займется большой нефтью. Можно назвать это «положительным эффектом домино». Когда костяшка не роняет соседку вниз, а наоборот – двигает ее вверх. Привычными станут контракты в рублях. А это уже серьезная заявка на конвертируемый статус российской валюты. справка «нв»В 2003 году, сразу после победы на губернаторских выборах, Валентина Матвиенко призвала крупные компании переезжать в Петербург. Тем, кто решился на такой перевод, были обещаны «доступ к земле, ресурсам, льготы, прозрачность правил игры и низкий уровень административных барьеров». В итоге за пару лет в Петербурге оказались около десяти крупнейших российских компаний: «Сибур-холдинг», «Газпромнефть», Внешторгбанк, «Транснефтепродукт», структуры «Роснефти», «Транснефти», авиакомпания «Трансаэро». В результате в первый год после переезда этих предприятий петербургский бюджет получил дополнительно около 5 миллиардов рублей. В 2006 году сумма налоговых отчислений выросла до 9 миллиардов рублей. Вместе с тем заговорили и об обретении Петербургом части столичных функций. Разговоры о переезде в северную столицу Конституционного суда РФ велись на протяжении нескольких лет, но в 2006 году вопрос был окончательно решен. Здания бывших Сената и Синода освобождены для работы КС, а на Крестовском острове идет строительство коттеджного поселка для судей и их аппарата. С 5 декабря 2006 года из Москвы в Петербург переехал «Совкомфлот». Тогда Валентина Матвиенко заявила:– Петербургу давно пора восстановить свою репутацию морской столицы России. Для города выгода очевидна: «Совкомфлот» будет делать крупные заказы городским судостроительным заводам и окажет финансовую поддержку Морской академии имени Макарова. В течение 2008 года, как ожидается, в Петербург будет переведен Главный штаб Военно-морского флота РФ. Его предполагается разместить в здании Адмиралтейства. Ирина Тищенко