Без лишних «художеств»
В день 250-летия Российской академии художеств больше говорили о проблемах
Вчера Российской академии художеств исполнилось 250 лет. Торжества начались с открытия памятника Петру Клодту, а закончились беседами о будущем петербургской художественной школы.С самого утра здание на Университетской набережной, 17, утопало в цветах. К юбилею здесь готовились заранее. О том, что академии предстоит грандиозный праздник, говорили даже мраморные полы и лестницы – в пасмурный день они блестели, как на солнце…Торжество началось в саду Академии художеств – здесь президент РАХ Зураб Церетели открыл памятник великому скульптору Петру Клодту. Этот монумент был установлен еще около года назад, однако Церетели уговорил Альберта Чаркина, ректора института имени Репина, который входит в состав академии и располагается в здании на Университетской набережной, подождать с открытием памятника до юбилея.– Это своего рода восстановление исторической справедливости, – отметил президент академии. – Раньше слишком много монументов посвящали императорам, вождям пролетариата, а сами авторы этих работ очень часто оставались в тени. Сейчас пришло время отдавать долги тем людям, которые много сделали для искусства, для Петербурга. Думаю, никто не будет спорить с тем, что для северной столицы имя Петра Клодта особенное. А в истории мировой скульптуры его творения – целая веха. Автор памятника Владимир Горевой изобразил Петра Клодта за работой. В одной руке мастер держит инструмент, рядом с ним лежит кусок рабочего материала. Скульптор как бы оценивает свое великое детище – памятник Николаю I в миниатюре. Глава комитета по культуре Николай Буров признал, что находка получилась оригинальной, а скульптор в свою очередь отметил, что не стремился воссоздать работу Клодта в строгом соответствии с оригиналом, – столь сложное решение повторить невероятно трудно…Холодный ветер с Невы не позволил участникам церемонии произносить долгие торжественные речи. Николай Буров был краток:– Академия – это не только стены, но и замечательные люди, настоящие ученые, великие художники, выдающиеся архитекторы, которые жили в Петербурге, украшали его. Именно благодаря им наш город один из самых красивых в мире. Я думаю, никто не будет спорить с тем, что в этом заслуга и Российской академии художеств.Но, несмотря на холод, в зал для торжественных церемоний собравшиеся не торопились. Зураб Церетели был доволен и обсуждал планы на предстоящее торжество с Альбертом Чаркиным, а вице-президент академии Дмитрий Швидковский делился впечатлениями от чтения писем Петра Клодта, сохранившихся в архиве его семьи.– Мои предки были очень дружны с Клодтом, – рассказал он. – Мой прапрадед до конца жизни поддерживал общение с великим скульптором. Дошедшие до наших дней свидетельства этой дружбы бесценны.После открытия памятника церемония продолжилась в зале академии. Собравшиеся ждали от Зураба Церетели торжественных речей и поздравлений. Но он предпочел выслушать сотрудников, поговорить со студентами, чтобы в деталях узнать о реальной, повседневной жизни академии. Инициативу президента сотрудники восприняли с энтузиазмом и принялись рассказывать о тех проблемах, с которыми им приходится справляться в работе. Известия о том, что библиотеке уже не хватает места для хранения раритетов, что в хранилищах нет систем противопожарной безопасности, что есть проблемы с охраной музея, Зураб Церетели воспринял с возмущением. – Что же вы молчите? О таких бедах кричать надо!Тем не менее все это не испортило праздничного настроения собравшихся. Президент РАХ пообещал помочь и попросил сотрудников представить смету расходов, а вечером праздник продолжился за закрытыми дверями в одном из петербургских ресторанов.Торжества в Петербурге продлятся до понедельника. Сегодня в гости ждут полпреда президента в Северо-Западном федеральном округе Илью Клебанова, главу комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Веру Дементьеву и, конечно, Валентину Матвиенко. После чего церемония переедет в Екатерининский дворец в Пушкине, где состоится юбилейная сессия и конференция, посвященная наболевшим вопросам обучения юных художников.