Прилавков хватает, а денег – не очень
С ростом цен на продукты калининградцы стали тщательнее выбирать места закупок, благо есть из чего
Калининград по торговым площадям на душу населения на Северо-Западе России если и не чемпион, то не аутсайдер – это точно. Крупных торговых центров в каждом городском районе несколько. Многоэтажными, оборудованными по последнему слову техники супер- и даже гипермаркетами с подземными автостоянками и многочисленными кафе и ресторанами здесь никого не удивишь. А еще есть относительно небольшие уютные и какие-то даже домашние магазины практически в двух шагах от дома и четыре продовольственных рынка – это не считая оптовых торговых баз, куда калининградцы тоже знают дорогу. Словом, выбрать есть из чего. И выбирают: каждый – по возможностям своего кошелька, так как цены в супермаркетах и на рынках могут отличаться довольно существенно.Субботним днем на Центральном городском рынке можно увидеть полгорода, среди покупателей – в основном народ невысокого достатка. Со старым знакомым пенсионером Василием Захаровым идем по торговым рядам. Мой спутник придирчиво вглядывается в ценники на прилавках.– Картофель по 7–10 рублей за кило – это еще по-божески, – комментирует ценовую ситуацию ветеран труда, – лук за 12 рублей килограмм и белокочанная капуста по 15 рублей – тоже «подъемная» цена для пенсионера. А вот огурцы дороговаты, и помидоры – тоже.– Так издалека же везут, – отмахивается от покупательских расспросов женщина за прилавком. – Огурцы – из Калуги, помидоры и вовсе испанские.Почему нет на прилавках торговых рядов местных овощей, Василий Игнатович и не спрашивает: сам коренной калининградец, он знает, что местное овощеводческое хозяйство рухнуло в начале девяностых, да так с колен и не поднялось. Кормит овощами янтарный край заграница, а с ней о цене не поспоришь.Впрочем, региональные власти, как могут, сдерживают рост цен на основные продукты питания. Когда пару месяцев назад прозвенел первый звонок – едва ли не вдвое подскочило в цене подсолнечное масло и наученный горьким опытом народ стал сметать с прилавков магазинов и овощных баз сахар, а заодно муку и крупы, – в областном правительстве всерьез озаботились ситуацией. Спешно были собраны представители крупнейших торговых сетей, производители товаров так называемой «социальной группы», в основном – молочных продуктов, хлебобулочных изделий, местной птицефабрики. Разговор получился предметный: от них потребовали ограничить, как утверждали чиновники, ничем не обоснованный рост цен на ряд продуктов. Предприниматели согласились, а губернатор Георгий Боос пообещал лично проконтролировать выполнение соглашения. И ровно через две недели в сопровождении команды журналистов проехал по магазинам, чтобы убедиться в ответственности представителей бизнеса. Надо отдать последним должное: они не подвели главу области – в трех супермаркетах, которые проверил губернатор, с ценами все было более или менее нормально. Но были и замечания. Именно после той памятной поездки на полках крупных магазинов появились бирки с надписью «социальный продукт». Они означали, что ряд продуктов питания, главным образом молоко, хлеб, куриные яйца, отныне можно купить по так называемой фиксированной цене, которая не должна расти по крайней мере несколько месяцев. Народ нововведение принял с одобрением: у прилавков, на которых присутствует надпись «социальный продукт», покупатели всегда задерживаются. Идею социальных цен подхватили и в местном окружном совете и мэрии, позволив дирекции единственного в Калининграде муниципального рынка в Балтийском районе города уменьшить ставки арендной платы для тех предпринимателей, которые согласились снизить цены на свои товары. Здесь пошли даже дальше, чем в крупных торговых комплексах: в разряд «социальных» товаров попали не только хлеб и молоко, но и мясо и рыбопродукты. Теперь на Балтийском рынке по 150 рублей за килограмм можно купить отборную свинину, доступней стали морской окунь и сельдь, недешевый даже в приморском Калининграде кальмар.– Здесь надо учитывать особенности нашего рынка, основные покупатели которого – народ небогатый, – объясняет секрет преобразований в организации торгового процесса директор Балтийского Арсен Аванесов. – К тому же мы давно и плодотворно сотрудничаем с фермерами, владельцами приусадебных участков и огородов, для них отведены лучшие места, а арендная плата – символическая. Наша торговля берет не ценой, а объемами.Но то, что может позволить себе муниципальный рынок, не под силу другим предприятиям торговли. В результате, заморозив цены на небольшую группу социальных продуктов, торговые предприятия отыгрываются на некоторых других продовольственных товарах. В целом же рост цен на продукты питания не обошел Калининград и область. Это заметно даже по упаковке некоторых продуктов. Местные производители мясных деликатесов наладили широкий выпуск колбас с меньшим весом, чтобы ограниченный в средствах покупатель не отказывал себе в удовольствии купить любимый сервелат или докторскую – пусть и не полноценный батон… «Кусаются» творог, сметана, сливочное и растительное масло, даже консервированные огурцы и помидоры поднялись в цене. Особенно это ощутимо после похода в крупный торговый комплекс, когда начнешь изучать оплаченный чек. Нередко иная домохозяйка, загрузив сгоряча под завязку продуктовую тележку, озадаченно роется в кошелке, не понимая, почему неделю назад за ту же цену она могла позволить купить то, на что сегодня денег ну никак не хватает.Но и в этой ситуации, считают в отделе цен и потребительского рынка мэрии города, есть положительные моменты – в условиях возросшей конкуренции обостряется борьба за покупателя, следовательно, растет качество продуктов. Так что ходим, ищем – прилавков хватает.