Я в «Контакте»! А ты?

Интернет-пользователи ностальгируют по прошлому – школьному и студенческому

Была в моем классе девочка Света. Слыла первой красавицей. Все мальчики слюни пускали, а мы, девчонки, завистливо злословили. Ну, мол, что в ней такого: и ноги кривоваты, и походка-то вразвалочку, как у моряка, а главное, глупа как пробка. Но мальчики все равно упорно продолжали ее боготворить и вздыхать: «Эх, Света…» Такие Светы были в каждой школе и в каждом классе. А еще «ботаники» Коли и драчуны Виталики. И каждого из нас по прошествии лет при взгляде на школьную фотографию или случайной встрече с подружкой, с той самой, с которой злословили, терзал вопрос: а что с ними стало?Ответом на вопрос стали социальные рунет-проекты. На сегодняшний день самым популярным в нашем городе можно назвать сайт «В Контакте», предназначенный для студентов и выпускников элитных вузов России. Вопрос «А ты в «Контакте»?» слышится повсеместно: на автобусных остановках, в метро, кафе и торговых комплексах. О нем заговорили с экранов телевидения и страниц газет. Феноменальный успех проекта некоторые приписывают участию в нем ФСБ. Особо подозрительные утверждают, что рассказ о встрече двух одноклассников, потерявшихся на семь лет в каменных джунглях города и решивших предотвратить такое безобразие, создав этот сайт, смахивает скорее на легенду разведчика. Для тех, кто далек от интернет-общения, придется объяснить, что собой представляет сайт. Для начала на нем необходимо зарегистрироваться, то есть создать собственную страничку. На ней вы (по желанию) помещаете изображение себя любимого и заполняете анкету с личными данными, в которую входит информация о местах обучения, карьерных успехах и ваших предпочтениях, будь то кино, книги или музыка. Дальше вы можете выкладывать тематические фотоальбомы с очередной корпоративной пьянки или поездки по Золотому кольцу России, видеозаписи с тех же мероприятий, писать о смысле жизни в графе «Мои заметки» и так далее. И конечно, самое главное – начать поиск бывших одноклассников, однокурсников, да и вообще бывших, можно даже любовников, если, конечно, желание будет. Зайдя на страничку к любому, даже незнакомому, человеку и потратив десять минут на ее подробное изучение, можно достаточно точно (а психологам и вообще со стопроцентной гарантией) вывести психологический портрет улыбающейся вам мордашки. Конечно, есть люди скрытные, и весь компромат они защищают настройками приватности, но в большинстве случаев таковых мало. Чаще же «контактчики» выкладывают на потребу публики и своих друзей почти всю подноготную. Например, так я узнала, что один мальчик из моей школы, казавшийся «белым и пушистым», на самом деле сатанист. Для этого даже не надо было читать заполненную им графу «религиозные взгляды», постоянно обновляющиеся фотосессии с кладбищ говорили сами за себя… В Америке, где всевозможным социальным проектам и была дарована жизнь, их используют для более серьезных вещей, нежели удовлетворение банальной ностальгии. Например, они пользуются популярностью у работодателей. И молодые специалисты не упустили свой шанс, превратив обычную личную страничку в целую маркетинговую кампанию по продвижению брэнда «Я». Поэтому фотками-откровениями «А на самом деле я – гей!» или заметками «патологически опаздываю на работу» американские пользователи не увлекаются. Впрочем, у нас пока не поняли такой направленности социальных сетей и сами работодатели. А между тем тот же сайт «В Контакте» для них поистине лакомый кусок. До сих пор в сети не было столь масштабной группы людей с высшим образованием. Тем не менее авторитет сайта поднимается, как тесто на дрожжах. Буквально за две недели до выборов на него обратили внимание ведущие российские издания в связи с организованным «Политическим флэшмобом». Некий Михаил Зайков, ново-сибирский студент, создал группу, в которую могли войти все желающие, поддерживающие идею ставить в бюллетенях вместо избитых галочек и крестиков смайлики. Буквально за четыре дня количество желающих выразить свое волеизъявление с помощью смешной рожицы уже насчитывало свыше 118 тысяч россиян. Собственный поступок Михаил объяснил по всем канонам патриотического жанра: мол, таким образом он привлечет тех, кто вовсе не думал идти на выборы, а так пусть немного, но неявка избирателей снизится. Инициатива Зайкова была даже прокомментирована членом ЦИК Игорем Борисовым, который предостерег избирателей от опрометчивых поступков. Ведь подобный значок может внести смуту во время подсчета голосов. «А если смайлик будет негативный, например плачущий, что это будет значить?» – развел руками член ЦИК. Но есть и менее провокационные, зато более общественно значимые группы. Так, целая серия была посвящена поискам пропавших без вести людей. Вступали в эти группы знакомые потерявшихся, знакомые знакомых и так далее. Тысячи людей в Петербурге и Москве, вооружившись фотографиями, выложенными в сайте «В Контакте», были заняты поисками. А некоторые ведутся до сих пор. К сожалению, пока результатов подобные поиски не дали. Но уже одно, что они были организованы и привлекли такое количество небезразличных людей, пусть и косвенно, но помогает, морально поддерживает родственников пропавших. Впрочем, кое-кто все же нашелся. Например, «девочка Дуся», карликовая такса, потерявшаяся в августе в районе Невского проспекта. Некоторые группы нацелены на сбор пожертвований и благотворительных взносов для приютов и детских домов. Например, группа под названием «22 малыша нуждаются в помощи!!! Только вместе мы сможем помочь!!!», где предлагают принять участие в благотворительном проекте «С любовью к детям», цель которого – оказание помощи детям детской городской больницы № 17 святителя Николая Чудотворца. Собранные деньги, как объясняют создатели, пойдут на покупку инкубаторов для новорожденных недоношенных детишек. Заговорили о новом феномене российского интернета и в бизнес-кругах. Так, уже сегодня количество посещений в день этого сайта – на уровне поисковой системы Mail.ru. Это сподвигло экспертов говорить о вытеснении поисковиков социалкой. И по аудитории, и по рекламной выручке. «За бугром» они уже научились выбивать копеечку, конечно, в долларовом эквиваленте. Так, выручка социального сайта Facebook в прошлом году составила сто миллионов зеленых. По предварительным подсчетам российских экспертов, наши социальные сети смогут занять значительную долю на рынке рекламы уже к 2009 году. Конечно, можно и дальше гадать, кем и для чего был создан подобный проект. Однако главное, что не вызывает сомнений, – удачный выбор концепции. Ностальгия, школьная и студенческая, по старым знакомым и друзьям, шумным посиделкам и, главное, по себе самому в прошлом, сегодня, как показал успех проекта, в фаворе. Возможно, пройдет время, и эпидемия утихнет. А пока скучающие офисные работники нашли себе еще одно развлечение кроме игры в «косынку» в долгие рабочие будни. Не случайно одной из первых групп, в которую меня пригласили, называлась «Для тех, кого скоро уволит начальник за то, что он целый день сидит в «Контакте».
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.