Дон Жуан и «донна» Анна нашли друг друга
Приезд мировой знаменитости потряс оперный Петербург до основания
На «Травиату» решительно невозможно было достать билеты ни за какие деньги. На «Дон Жуане» двумя днями позже было поспокойней – и то только потому, что Анна решила спеть свою коронную партию Донны Анны в последний момент.Узнав о решении Анны петь в «Дон Жуане», менеджер Нетребко чуть не схлопотал инфаркт: на самом деле в этот день ей полагалось лететь в Вашингтон и выступать на важном гала-концерте. Однако искушение еще разок спеть Донну Анну – партию, которую она делала с Николаусом Арнонкуром на Зальцбургском фестивале, – оказалось слишком велико. Так, питерским опероманам преподнесли роскошный подарок: они оказались свидетелями потрясающего оперного тандема, сложившегося прямо на глазах: Дон Жуана пел великолепный бас-баритон Ильдар Абдразаков, Донну Анну – Анна Нетребко.Остальные участники спектакля до уровня звездной пары явно не дотягивали: оттого спектакль Йоханнеса Шаафа, добротно поставленный еще семь лет тому назад, шел очень неровно. Но это было неважно. На сцене свершалось редчайшее чудо: оживали главные герои моцартовской оперы и пели так, что дух захватывало.Нет, в изобретательности сценического движения, содержательности мизансцен и общем драйве постановке не откажешь. Спектакль Шаафа с годами нисколечко не потерял в качестве; сегодня он смотрится даже лучше, чем на премьере. Потому что, отсмотрев за последние семь лет серию беспомощных поделок того же Шарля Рубо – нестерпимо тривиальную «Травиата», злостно ориентальную «Турандот», – понимаешь, насколько мастеровито и прочно слеплен «Дон Жуан» Шаафа; как выразительно и притом лаконично смотрится сценография Ралфа Колтая. Благородные линии костюмов, выпуклые характеры основных персонажей, да еще и главные исполнители держались на сцене с утонченностью истинных аристократов.Спектакль получался по-настоящему изысканный и вместе с тем поразительно страстный. Публика завороженно следила за главной героиней, ее походкой, жестами, хрупкими руками, красивыми профильными позами – глаз было не оторвать. Нетребко действительно безо всяких видимых усилий приковывала всеобщее внимание: по этому умению «держать зал» и опознается настоящая актриса. А пела она с такой искренностью и драматизмом, что по спине мурашки бегали. Да, то была настоящая Донна Анна: пылкая, страдающая, нежная. И никакого «пережима»: все естественно, просто, кажется, иначе и быть не может. Но работа была проделана большая: партия отшлифована до совершенства, фразировка безупречная, чувство моцартовского стиля, артикуляция – выше всяких похвал, интонация – чистейшая, никаких погрешностей, даже намека на них.Двумя днями ранее в театре давали «Травиату». Дирижировал Гергиев, Виолетту пела Нетребко – но чувства при этом возникали совсем иные. Не верилось, что Анна может так неряшливо, грубо и неловко вести партию: не там брала дыхание, фраза рвалась. И куда подевалось идеально ровное звуковедение? Шарм суперзвезды внезапно улетучился, чувства были наигранны, жесты – суетливы, голос провисал, звук шел неровно, толчками… А ведь и партию Виолетты Нетребко отшлифовывала для Зальцбургского фестиваля.Вывод: несмотря на мировую славу и восторги оперной черни, Нетребко поет не всегда хорошо. То выступит блестяще – как в «Манон», спектакле берлинской Staatsoper прошлого сезона, а то вдруг споет Мими в «Богеме» Мариинского театра так уныло, будто отбывает постылый урок. Быть может, всему виной перегрузки, перелеты, вечная суета с гламуром и хлопотным построением имиджа? Это отнимает массу сил и энергии. Тут важно удержаться, не пойти вразнос, на поводу у толпы, не проторговаться – своим талантом, голосом, красотой. Похоже, сейчас Нетребко стоит на опасно высоком пике своей карьеры: один неверный шаг – и можно скатиться с кручи. Гламур, расклеенные всюду постеры с лицом Нетребко и попсовая раскрутка только мешают серьезной карьере певицы: а все, что нужно, – это постараться, чтобы шумная слава примадонны соответствовала реальному масштабу ее личности и таланта.