Иван Стукалов: «Мы хотим изменить структуру экономики республики»
Министр экономического развития Республики Коми рассказал о значении для региона нового плана инвестиционных проектов
Правительство РК утвердило «Схему развития и размещения производительных сил РК на период до 2020 года». Этот документ развивает и конкретизирует основные положения «Стратегии социально-экономического развития», принятой еще в марте 2005 года. В «Схеме...» приводится 48 крупных инвестиционных проектов, осуществление которых позволит в 2,1 раза увеличить объем ВРП. О том, что ждет республику в предстоящие почти полтора десятилетия, мы попросили рассказать министра экономического развития Республики Коми Ивана СТУКАЛОВА.– Вы запланировали социально-экономическое развитие республики аж на пятнадцать лет вперед. Не слишком смело?– Сегодня в России, к сожалению, нет ни одного законодательного или нормативного документа, касающегося стратегического планирования. Программы и планы, утвержденные российским правительством, не «уходят» дальше трех лет. Поэтому регионы сами начинают вести эту работу с тем, чтобы заглянуть дальше этого срока, потому что ситуация, сложившаяся в экономике Российской Федерации, и конкретно в нашей республике, уже позволяет рассматривать все вопросы социально-экономического развития на более долгосрочный период. Сегодня уже невозможно планировать и готовить, скажем, кадры на два-три года. Чтобы обучить специалистов, нужно четыре-пять лет. Так что даже и на пятнадцать лет вперед смотреть уже мало. Меня включили в рабочую группу ассоциации «Северо-Запад», которая разработает стратегию развития СЗФО до 2050 года. – Почему именно 48 проектов включены в «Схему...»?– Мы их отобрали из очень большого количества проектов, которые к нам поступили. Сразу отметали те, которые не были проработаны, а существовали на уровне идеи. Должно быть определено место строительства, направление реализации, объем инвестиций, их источники. Надо знать, сколько понадобится рабочих кадров, чтобы ориентировать наши учебные заведения, сколько получит бюджет от реализации этого проекта, какие необходимы затраты. 15 лет – это очень короткий срок не только для истории, но и для экономики. Только на подготовку крупного проекта уйдет несколько лет, затем строительство – два-три года, а то и больше. И для полной окупаемости нужен определенный срок. Так что для некоторых крупных проектов 15 лет может оказаться и недостаточно. – А проекты на уровне идеи вы похоронили?– Ну зачем же! Пусть те, кто их заявил, над ними работают. Мы готовы их рассматривать и оказывать всемерную поддержку, когда они выйдут на необходимый уровень проработки. Ничего мы не отбрасываем. – Откуда возьмутся деньги на отобранные проекты?– Больший объем – частные инвестиции. Это непосредственно средства предприятий, которые этим занимаются, банковские кредиты, иностранные инвестиции. Естественно, мы будем рассматривать вопрос о привлечении средств как из местных, так и из республиканского и общероссийского бюджетов. Федеральная часть – это средства инвестиционного фонда, федеральных целевых программ. – Республика развита крайне неравномерно. Произойдет ли хоть какое-то выравнивание муниципалитетов после воплощения этих проектов?– Мы, конечно, стремимся к тому, чтобы все наши муниципальные образования были одинаково развиты, чтобы занятость населения и доходы бюджета были на достойном уровне. Но, к сожалению, за небольшой период этого добиться невозможно. Естественно, большее развитие получат города в соответствии с теми традиционными отраслями, которые там уже были, есть и будут. Но мы намерены в лесных районах, где как раз отсутствует серьезная промышленность, разместить целый ряд перерабатывающих предприятий. Мы также рассматриваем вопросы развития промышленности строительных материалов, основанных на местных природных ресурсах. У нас очень большие запасы полезных ископаемых, позволяющих создать производство кирпича, различных утеплителей, цемента и так далее. Но очень быстро в каждом сельском районе разместить крупные комбинаты, которые бы позволили нарастить производственную базу, увы, нереально. С другой стороны, не зря же мы заложили в рамках «Схемы...» развитие агропромышленного комплекса. Скачок цен на продовольствие в сентябре-октябре этого года показал, что мы никак не можем влиять на ценообразование, потому что больше 80 процентов продовольственных товаров завозится из-за пределов республики. Поэтому республиканскому Министерству сельского хозяйства и продовольствия поставлена задача: исходя из природно-климатических условий подготовить меры по созданию продовольственной безопасности. Все, что можно, производить и перерабатывать на месте и не зависеть от близлежащих регионов. – Вы очень много внимания уделили крупным проектам. Не пострадает ли от этого малый и средний бизнес?– Ни в коем случае! Наоборот, получит дополнительный импульс для развития. Крупное производство всегда дополняется малым и средним бизнесом. Это в СССР был, скажем, огромный комбинат, а внутри него – десятки различных цехов, которые обеспечивали его работу, снабжали комплектующими, дополнительными видами продукции, необходимыми для производства. Сейчас производство строится иначе. Комбинат производит определенную продукцию, а рядом предприятия малого и среднего бизнеса обеспечивают его всем необходимым. Таков и мировой опыт. – А что получат жители кроме гордости за то, что в регионе осуществляются такие замечательные проекты?– Создание крупных производств нам позволит изменить структуру экономики республики. Мы, конечно, за 15 лет еще не сможем перерабатывающую отрасль вывести на первое место, но заметный сдвиг произойдет. И это принесет дополнительные доходы в бюджеты республики и муниципальных образований, что позволит увеличить заработную плату в бюджетной сфере, улучшить социальную сферу – образование, здравоохранение и так далее. Немаловажный аспект – развитие жилищно-коммунального хозяйства, строительство жилья, модернизация и реконструкция инженерных коммуникаций. У нас много школ, больниц, поликлиник находятся в дряхлых зданиях, много ветхого и аварийного жилья. Увеличение доходов в бюджет позволит направить средства на решение этих проблем. Еще одна проблема – переселение людей из неперспективных населенных пунктов, где уже заглохло производство. Мы сможем разместить их в районах, где будет развиваться новое производство, где они смогут найти новую работу. Получит развитие и транспортная сеть. Ведь у республики громадная территория, а с дорогами дело обстоит очень плохо. Есть даже районные центры, где нет автомобильных трасс.– А не получится так: на первом месте – строительство основного объекта, а жилье и социальная инфраструктура отложатся на потом?– Сейчас перед теми компаниями, которые будут заниматься воплощением проектов, поставлена очень жесткая задача: если отводится земля под строительство, скажем, какого-то комбината, параллельно должны решаться все вопросы, связанные с социальным развитием. У нас уже есть положительный пример – строительство глиноземного комбината в Сосногорском районе. Начали с дорог. Сейчас уже закончена подготовка необходимых производств для обеспечения строительства. Подготовлена территория для строительства целых микрорайонов и самого комбината. И все решается в комплексе. – Можно ли ждать притока людей в связи с воплощением этих 48 проектов?– Мы к этому придем. Реализация проектов потребует привлечения новых кадров. В первую очередь мы будем решать проблему занятости на территориях, где будут воплощаться проекты. У нас еще много безработных, особенно в сельских районах. Поэтому не случайно идет речь о переселении из неперспективных населенных пунктов. У нас много избыточного населения в Воркуте и Инте. Тем, кто там не имеет работы, также будет предложено переобучиться и переехать в более южные районы для работы на новых производствах. Мы пересматриваем систему подготовки кадров, чтобы готовить специалистов, востребованных на территории республики. Пока еще очень много молодых людей получают здесь специальности, уезжают за пределы региона и больше не возвращаются. Мы для того и затеяли планирование на пятнадцатилетний период, чтобы уже сегодня начать готовить специалистов, которые через четыре-пять-шесть лет придут на новое производство. А там, где людей будет все-таки не хватать, встанет вопрос о привлечение кадров из других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья.