«Сетевая торговля должна быть честной»
Президент ассоциации «Хлебопеки Санкт-Петербурга» обозначает проблемы «хлебного соглашения» и предлагает свои методы их решения
Сколько времени продержатся стабильные цены на социальный хлеб? Не грозит ли продовольственному рынку очередная волна подорожания? Как найти разумный баланс интересов производителей, торговцев (сетевых и мелких) и покупателей? На эти и другие вопросы отвечает президент ассоциации «Хлебопеки Санкт-Петербурга» Александр ЗОРИН.– В последние дни прошел слух: мол, «хлебное соглашение», которое летом остановило рост цен, затрещало? Что это – правда, некомпетентность отдельных журналистов или политическая спекуляция?– «Хлебное соглашение» действует ровно столько, сколько идут поставки дешевого зерна по линии государственного продовольственного фонда. В августе соглашение было необходимо – оно сбило ажиотаж, возникший после резкого скачка на зерновом рынке. Но резервы города не беспредельны. К тому же цены на хлеб определяет не только стоимость зерна… Что же касается сенсационных публикаций, то они сводятся к нехитрой мысли: «выборы прошли – начнется ценовая гонка». Попыток же экономического анализа не видно. До недавнего времени цена на хлеб была даже ниже прописанной в соглашении. Немного – всего на 5 процентов, – но все же ниже. Однако хлебозаводы считают затраты и видят, что по сравнению с августом ситуация изменилась. А поднимать цену на социальный хлеб выше, чем это предусмотрено в соглашении, нельзя. Я еще в начале осени писал председателю городского комитета экономического развития (КЭРПИиТ) Алексею Ивановичу Сергееву. Недавно вот написал и вице-губернатору Михаилу Эдуардовичу Осеевскому – попросил разъяснить, как нам быть. Потому что «хлебное соглашение» уже сейчас больно бьет по заводам – на выполнении договора производства терпят убытки.– Соглашение обречено?– Его действие можно продлить. Причем так, что оно перестанет быть бременем для хлебозаводов. Есть резерв – торговая наценка… Дело в том, что маленькие магазины стали жертвой дискриминации, которая заключается в разных условиях поставки, – сети требуют дополнительных скидок со стандартной оптовой цены. Присоединяясь к пакту, сети согласились, что их наценка по социальным сортам будет ограничена 15 процентами. И вот они декларируют, что работают с этой минимальной наценкой. Но ведь в отличие от малых булочных, сети выторговали в действующих договорах с хлебозаводами такие бонусы, что их наценка реально составляет 45 процентов. А маленькая булочная накинет, допустим, 25 процентов к цене прайс-листа – и товар у нее получается дороже, чем в сети. Плюс сети производят оплату с отсрочкой в полтора месяца, а булочная платит тут же, по факту поставки, или даже вперед. За эти 45 дней сети прокручивают деньги, а мы вынуждены обращаться за кредитами, платить проценты. Такова обычная и давняя практика давления сетевой торговли на производителя. И даже социальный характер «хлебного соглашения» не подвинул сети на жертвы. Считаю, что аппетиты сетей надо ограничить – 15 процентов должна составлять общая, реальная наценка. Иными словами, магазины должны при реализации социальных сортов хлеба отказаться от дополнительного дохода в виде бонуса, а деньги за товар перечислять немедленно, ведь они реализуют хлеб за считаные часы.И еще учтите, что в стандартном договоре поставки в сеть на согласование новых условий отводится два месяца, а в данном случае это неприемлемо. Ведь если мы прямо сейчас добьемся справедливых параметров, то надо, чтобы они вступили в силу не в середине февраля, а немедленно.Считаю, что городская власть должна занять более активную позицию. Пока же пекари работают в убыток. Рядовой потребитель приходит в магазин и видит прежний ценник – ему вроде бы хорошо. Но чем больше накопится убытка сейчас, тем сильнее будет удар через месяц-полтора-два. Ведь зерно в госфонде скоро кончится. А вот если не ущемлять интересы производителя, то социальная цена продержится дольше, а выход из соглашения будет не таким болезненным.– На страницах «НВ» недавно выступал глава «Ленптицепрома» Юрий Трусов. Он утверждает, что терпит убытки на производстве социальных яиц – ведь цены на комбикорма не стоят на месте…– И молочная отрасль может предъявить аналогичные замечания. А директор комбикормового завода в ответ предъявит график роста цен на фуражное зерно, которые поднялись до невиданных высот. Но зачем коллеги подписывали свои соглашения? Ведь по хлебу есть хотя бы механизм его обеспечения, а у них нет этой поддержки – через государственные поставки фуражного зерна для комбикормов, например. А к росту издержек добавляются те же проблемы с сетями, что и у нас.– Юрий Трусов считает, что государство может контролировать всю технологическую цепочку производства важнейших товаров, подготовив соглашение федерального масштаба.– Теоретически это возможно. Предположим, государство создаст сырьевые фонды – будет поставлять маргарин, подсолнечное масло, сахар. Но такая социальная политика здорово ударит по бюджету. К тому же ее придется сопровождать такими мерами, как ограничение роста зарплат, введение системы распределения – чтобы социальные товары действительно попадали только бедным. Нет, считаю, что в сегодняшней экономике заморозить цены невозможно. Можно на какое-то время ограничить рост цены на какой-то ресурс. Но ведь инфляция все равно идет.– Почему предприятия идут на уступки, соглашаются работать на заведомо невыгодных условиях?– Потому что хлебозаводы не могут терять долю на рынке. Один откажется, а другой согласится. Есть понятие «прямые издержки» – сырье, зарплата, энергия. Есть и постоянные издержки – на административный персонал, маркетинг. Поставки в сети покрывают прямые издержки (это работа с маржинальной прибылью), но из-за пресловутых бонусов не покрывают постоянных. Фактически они убыточны. Но пока покрываются прямые и часть постоянных издержек, работа идет. К тому же если в большой печи изготовить малую партию хлеба – упадет его качество. Предприятия ищут выход в снижении постоянных издержек. И при наличии маржинальной прибыли производство некоторое время жить может. Но через несколько лет проедания будущего – что делать директору хлебокомбината? Можно только искать инвестора, который акции купит.– А зачем это инвестору, если все так плохо?– Чтобы захватить рынок, а потом за счет преимуществ большого масштаба производства снизить издержки и выйти в плюс. Но так останутся только крупные предприятия – это дорога к монополизации.– Была идея создать для производителей собственные сети. Но она не получила распространения. Почему?– Причина – высокая арендная плата. Только крупные производители держат по одному магазину, да и то, как правило, на своей проходной. Чтобы успешно торговать, надо иметь широкий ассортимент по всем товарным группам. И надо быть специалистом не в производстве, а в торговле.– И что делать?– Искать принципиально новые подходы. И сейчас в городе готовится подобный проект. Я в нем участвую. К нему присоединились хлебопеки, молочники, мясопереработчики, поставщики овощей-фруктов… Вплоть до алкогольной промышленности. Практически все подотрасли пищепрома. Магазины, которые вступят в партнерство, сохранят статус отдельных юрлиц, но приобретут единый брэнд и практически перейдут на единый стандарт, причем сугубо добровольно, с правом выхода. Это все небольшие магазины – от 80 до 150 квадратных метров площадей торговых залов в каждом. При этом у новой сети платного «входного билета» не будет. А в нынешних сетях производитель должен платить – за то, чтобы стать поставщиком, поставить новый товар на полку, оказаться в зале на видном месте, за открытие новых магазинов, за участие в рекламной компании… Входной билет в нашей сети будет один – это соотношение цена-качество. И у нас не будет давления частных марок – мы хотим иметь на прилавках товары-лидеры с «лицом» производителя. Плюс хотим продвинуть местные производства, которые выпускают хороший дешевый товар, но малыми партиями, – им нужна малая сеть. Для всех магазинов новой сети будут установлены единые принципы ценообразования и условий поставок. Если этот проект пойдет, то новый стандарт торговли будет выгоден петербржцам.P. S. Во время подготовки материала в КЭРППиТ состоялось совещание по продлению на первый квартал 2008 г. «хлебного соглашения» в новой редакции.