«Коми – это плавильный котел народов»
Министр национальной политики РК Валерий Коробов уверен, что республика накопила самый большой опыт развития межэтнического сотрудничества
С нового года в Республике Коми появился новый министр – национальной политики. Им стал Валерий Коробов. Организационную структуру ему еще предстоит создавать, хотя и не с нуля. Восемь лет, начиная с февраля 1993 года, в республике успешно действовало Министерство по делам национальностей, однако в ходе административной реформы оно было объединено с Министерством культуры. Сам Валерий Коробов до конца ушедшего года занимал в объединенной структуре должность первого заместителя министра.–Валерий Иванович, не связано повторное создание Миннаца с обострением в стране межнациональных отношений?– Нет, я бы так не сказал. История нашего края, слава Богу, не изобилует примерами межнациональной нетерпимости. Хотя это вовсе не означает, что у нас не проводится работа по предупреждению подобных проявлений. Проводится, причем комплексно, и в ней участвуют и правительство, и правоохранительные органы, и общественные организации, что в итоге приносит свои плоды.Так что дело совсем в другом. В многонациональной республике отсутствие политического инструмента, работающего на формирование внятных межнациональных отношений, – большой недостаток. Поэтому наша республика в свое время одной из первых в России сформировала Министерство по делам национальностей. Это было сделано вовсе не потому, что имело место какое-то обострение отношений. Хотя мы учитывали опыт, в том числе и негативный, других регионов. В то время проходили молодежные выступления в Якутии, волнения в других регионах, начинал бурлить Кавказ. Были проблемы, связанные с положением мусульман. Министерство тогда много и плодотворно работало, но в какой-то период ситуация несколько изменилась. Слишком много внимания стало уделяться вопросам фольклора, культурной жизни, а это неизбежно повело к дублированию того, чем занималось Министерство культуры. И Миннац превратился в какой-то степени в его подразделение. – И именно тогда возникла идея объединения двух министерств?– Конечно. Ничего плохого в том, что делал тогдашний Миннац, нет, такая работа должна проводиться, и мы будем этим заниматься. Но не нужно именно это ставить в качестве приоритета.– Тогда в чем же приоритет Миннаца?– Появились новые факторы, и не отреагировать на них было нельзя. И прежде всего я хотел бы сказать о том, что появилась необходимость на более высоком деловом и профессиональном уровне выстраивать отношения с межрегиональным общественным движением «Коми войтыр» – одной из старейших и уважаемых общественных организаций нашего коренного населения. Через нее в тесном контакте с органами государственной власти уже сейчас решаются не только вопросы общественной жизни, но и социально-экономического развития. В том числе и села, где проживает основная часть коми. В качестве примера: совсем недавно завершились отчетно-выборные конференции народа коми, в ходе которых было дано более двухсот замечаний и конкретных предложений к деятельности власти, и они уже взяты на контроль главой республики. Кстати, в прошлом году было дано 156 замечаний и предложений, из них более 60 процентов реализованы. Новое дыхание приобрели финно-угорские отношения. Наша республика всегда лидировала в этой сфере. И подтверждение тому – поручение президента России создать именно на территории Коми федерального финно-угорского культурного центра. Когда это поручение появилось и началась работа по его реализации, возникла необходимость создания собственного политического инструмента, который помог бы создать практически на голом месте этот центр. Конечно, работа проходила при теснейшем сотрудничестве с федеральными структурами, в первую очередь с Агентством по культуре и кинематографии. Кстати, Финно-угорский культурный центр Российской Федерации – это первая федеральная структура в России, которая действует на периферии. Обычное их месторасположение – Москва, и редкое исключение – Петербург. А тут вдруг – Сыктывкар. Поэтому, хотим мы того или нет, республика становится центром финно-угорского мира.– А как же это получилось, ведь Коми – далеко не самый большой финно-угорский народ?– Да, не самый большой народ, но у нас наработана самая большая практика сотрудничества и взаимодействия с другими финно-угорскими народами. Первый финно-угорский конгресс прошел у нас. И все основные мероприятия, которые интересуют всех в этом содружестве, либо проходили по инициативе нашей республики, либо при ее главенствующем участии. Это происходило не на протяжении одного-двух лет, такая практика нарабатывалась в течение полутора десятилетий. К нам ездили за опытом, а мы с радостью им делились. В конце концов республика приобрела большой международный авторитет: достаточно вспомнить наши отношения с Финляндией, Венгрией, Эстонией. В какой-то степени свою роль сыграло и географическое положение республики. Мы находимся в центре финно-угорского мира России. Мы одинаково «достаем» и до Поволжья, и до Эстонии, и до Финляндии. То, что сложилось практически, получило свое документальное подтверждение. В результате финно-угорское сообщество поддержало размещение у нас этого культурного центра. – Но Министерство национальной политики – это не министерство по делам финно-угорских народов.– Естественно, нельзя забывать о том, что наша республика – это своеобразный плавильный котел. Более ста наций и народностей проживают на ее территории. Далеко не каждый российский регион может сказать, что он обладает таким богатым национальным набором.– Про Коми говорят, что здесь под землей – вся таблица Менделеева, а на земле – все нации и народы, что жили в СССР.– Совершенно справедливо. Другое дело, как это складывалось исторически. Кто-то приезжал не своей воле, кто-то – добровольно. Но время прошло, выросли новые поколения. И эти поколения тянутся к своим истокам, своей истории. Это требует от правительства четко выстроенной политической линии поведения. И это еще один из факторов, предопределивших появление нового министерства. На сегодняшний день в республике действуют около сотни различных национальных организаций. Это и очень мощные немецкая, украинская, белорусская и еврейская диаспоры. Хорошо представлено Закавказье, в частности очень активно о себе заявляют армяне и грузины. И сам Бог велел нам работать с ними. Но работать нужно не только с активом диаспоры, но и доходить до рядовых членов. Особенно закавказцев, которых становится все больше и больше. А работать с активом – это почти то же самое, что читать лекцию о вреде курения некурящим людям. – Как я понимаю, вам придется работать совместно с региональным управлением Федеральной иммиграционной службы?– Конечно, причем выстраивать свои взаимоотношения уже несколько в ином ключе, чем ранее. Но есть еще и экономический фактор, способствующий созданию министерства. Необходимо подтягивать в республику опыт других стран, налаживать с ними контакты. – То есть налаживать контакты с теми странами, чьи соотечественники проживают на нашей территории?– Вот именно! Некоторые наши коллеги по финно-угорскому содружеству уже активно развивают эту тему. Не секрет, что у нас нарастает напряженность с нехваткой рабочей силы в производственном комплексе. И еще очень было бы интересно наладить контакты с коми диаспорой за пределами республики. Там живет молодежь, которая учится, о чем-то мечтает, строит свои планы на будущее. А почему бы их планы не совместить с планами нашей республики?.. Пора уже предпринимать конкретные шаги по привлечению молодежи нашей коренной национальности, живущей за пределами республики, в наши вузы, может быть даже, на льготных началах. – Но вернемся к теме работы с диаспорами. Наверняка они у вас просят деньги, но ведь на всех может и не хватить?– С диаспорами у нас выстроены очень внятные, ответственные и деловые отношения. Такого бесконечного «дай-дай-дай» с их стороны нет. Они проводят свои мероприятия, конкретную работу. Мы это поддерживаем довольно скромными средствами. Как правило, требуются не-соизмеримо больше денег. Хотя министерство начало работу только с 1 января, мы нашли возможность уже выстроить план работы на будущий год. В нем предусмотрен весь набор мероприятий, в том числе связанный с работой диаспор. И это не просто какие-то мечты и пожелания, а уже финансово взвешенные и согласованные решения, поэтому все эти «дай-дай» исключены по определению. Диаспоры сами находят средства на свои мероприятия, умеют их зарабатывать, ищут спонсоров. – А как теперь будут выстраиваться отношения с Министерством культуры? Вы ведь вновь будете вольно или невольно их дублировать, как уже случалось с прежним Миннацем.– Действительно, практика так сложилась, что в какой-то момент два министерства стали напоминать сиамских близнецов. Поэтому и на первом этапе, и на этапе дальнейшего сотрудничества какие-то знаковые мероприятия мы будем проводить вместе. Нас трудно разделить, контакт будет близкий, но все-таки создаваемая нами новая структура в большей степени будет носить координирующий характер. Это и работа с правоохранительными органами, с республиканскими министерствами культуры, образования, здравоохранения, с Агентством по физкультуре, спорту и туризму и еще с целым рядом государственных учреждений, в том числе и федерального уровня. Этому сейчас уделяется особое внимание. Президент Владимир Владимирович Путин, назначив Дмитрия Козака министром регионального развития Российской Федерации, дал понять, что этому направлению придается приоритетное значение.