Подальше от Кремля, поближе к правде

В годы застоя «Ленфильм» был магнитом для молодых и дерзких

Глоток свободы, который сделали художники в период хрущевской «оттепели», оказался только глотком, после которого многие кинематографисты не понаслышке узнали, что такое «полка», куда отправлялись их фильмы. Кто-то не успел распробовать вкус свободы, для кого-то и малой капли хватило, чтобы продолжать искать, дерзать, сопротивляться советской косности. –Чем больше было давление, тем сильнее росло внутреннее сопротивление художников, тем больше это их закаляло, – рассказывает о жизни киностудии «Ленфильм» в годы застоя киновед Александр Поздняков. – Угол падения, как известно, равен углу отражения. Как ни парадоксально, именно в эти годы во всем блеске зазвучало то, чем гордится «ленинградская школа кино». Тогда «Ленфильм» был более вольной территорией, нежели тот же «Мосфильм». Сюда, подальше от Кремля, нередко откочевывали опальные москвичи. Здесь запускали «непроходимые» сценарии. В те годы на невские берега приезжало немало начинающих режиссеров со всего Союза – именно здесь они находили понимание, здесь делали свои первые шаги в кино. – Как магнит притягивает крошки металла, так и «Ленфильм» в ту пору стал местом притяжения для режиссеров страны, – продолжает Поздняков. – И хотя «полка» в те годы была популярным местом для хранения хорошего кино, в Ленинграде либеральным редакторам все же удавалось отстаивать достойные, умные картины, спасать целые эпизоды, а иногда и реплики от цензорских ножниц. Да и режиссеры проявляли чудеса мужества, а порой и хитрости, спасая свои детища.«Ленфильм» продолжал оставаться передовым советским предприятием, выполняя производственный план, снимая фильмы к датам, пополняя сценарный портфель добротными произведениями. Очень ценились мастера определенных жанров и дел. Виктор Садовский снимал фильмы о спорте, Надежда Кошеверова («Золушка», «Тень» и др.) – замечательные сказки, Ян Фрид – превосходные музыкальные фильмы («Собака на сене», «Летучая мышь» и т. д.), Герберт Раппапорт («Два билета на дневной сеанс», «Круг»), которому в этом году исполнилось бы 100 лет, не имел равных в детективном жанре.– О зрителях, желавших за свои 50 копеек посмотреть интересное кино, не забывали, – продолжает киновед. – Но кинофабрика на Кировском проспекте породила целый ряд художников, которые стали снимать яркие, проникновенные фильмы наперекор системе. И эта система ничего не могла с ними поделать! Такова логика таланта и правды. Их невозможно было запретить, искоренить, «подправить» – это понимали даже партийные культуртрегеры. Я имею в виду прежде всего Илью Авербаха, Семена Арановича, Алексея Германа. В 1976 году на экраны вышла картина Германа «20 дней без войны», проложившая путь к новому взгляду на Великую Отечественную войну. А через 10 лет с «полки» была снята «Проверка на дорогах», созданная в 1971 году под названием «Операция «С новым годом!» – Алексей Герман – не просто режиссер, – говорит Александр Поздняков. – Он – алхимик, создавший «философский камень», который изобрел особый кинематограф, свой собственный образный мир, в котором черно-белое, почти документальное кино соединилось с глубоким проникновением во внутренний мир героев. Безжалостный реализм «военных» картин Германа, Арановича, Аристова изменил представление зрителя о том, каким может и должно быть кино.Именно на «Ленфильме» решает снять «Начало» Глеб Панфилов. Сейчас кажется, что в картине о фабричной девчонке Паше Строгановой, которую сыграла Инна Чурикова, нет ничего крамольного.– Но тогда все понимали, что это обманчивая простота, – продолжает киновед. – В каждом фильме искали подтекст, «фигу в кармане», а порой и открытую критику. Вышедшая в 1974 году драма «Премия» режиссера Сергея Микаэляна даже сегодня кажется смелой. Дискуссия во время партсобрания, поводом к которому послужил странный отказ бригады Потапова, сыгранного Евгением Леоновым, от премии, постепенно обнажает серьезные пороки экономической системы.  – «Премия» стала одной из немногих картин, удостоенных упоминания самим Брежневым с трибуны съезда партии, – говорит Поздняков. – Генсеки иногда любили выглядеть эдакими просвещенными либералами.После «Премии» начинается вовсю эксплуатироваться жанр «производственного кино», правда, художественных побед в нем оказалось немного. Разумеется, очень скоро такое кино зрителю надоело. Время ярких дебютов, начавшееся на «Ленфильме» в 1960-е годы с приходом хрущевской «оттепели», продолжилось и в годы застоя. Свои первые картины в Ленинграде снимают Кира Муратова, Аян Шахмалиева, Динара Асанова. В 1979 году дебютирует режиссер Сергей Овчаров. Свои лучшие фильмы «Мама вышла замуж», «Семь невест ефрейтора Збруева», «Старший сын» снимает Виталий Мельников. Игорь Масленников дарит нам «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», фильм, который в Англии признали самой лучшей экранизацией Конан Дойля, как говорится, всех времен и народов.голливудский десант«Синяя птица» – эмблема надеждыВ середине 1970-х на «Ленфильме» происходит из ряда вон выходящее событие. В страну, отгородившуюся от мира «железным занавесом», приезжает съемочная группа американской киностудии «20-й век ФОКС». Картина режиссера Джорджа Кьюкора «Синяя птица» стала первым и последним ленфильмовским советско-американским проектом. В течение многих месяцев, пока велась работа, в коридорах «Ленфильма» вживую можно было столкнуться с Элизабет Тейлор, Джейн Фондой, Авой Гарднер… – Почему американцы решили снимать на «Ленфильме», у кого именно родилась идея совместного проекта, я не знаю, – вспоминает народный артист России Леонид Неведомский, сыгравший в «Синей птице» роль Отца. – Я ведь позднее вошел в картину. Конечно, появление в те годы на «Ленфильме» съемочной группы из США и голливудских звезд было воспринято как гром среди ясного неба. Это было какое-то несусветное событие, поэтому все считали за честь участвовать в этой работе, самые выдающиеся артисты с радостью соглашались на самые маленькие эпизоды. По словам Леонида Витальевича, разницу в организации работы на съемочной площадке, в подходе к актерам мгновенно заметили все наши артисты. – Все иное: другая аппаратура, техника, способ работы. Уже тогда у них были бесшумные камеры. У артистов были отдельные гримерные, что у нас не так давно начало входить в норму. На двух человек был диванчик, где можно отдохнуть. Отношение к артистам было очень бережное. Тогда мы впервые столкнулись с тем, что свет ставят на дублере, а ты в это время отдыхаешь, готовишься к работе. И на площадку выходишь свежий, пот с тебя градом не течет, взгляд ясный. На площадке и в гримерных всегда чай, кофе…Конечно, появление из-за «железного занавеса» американской съемочной группы не могло не вызвать пристального интереса советских спецслужб. Но надо отметить, что интерес этот был ненавязчивым и в работу никто из людей в погонах не вмешивался. – Я внимания со стороны спецслужб не ощущал, ко мне лично никто не подходил, – признается Неведомский. – Может быть, что-то сотрудники первого отдела в сторонке и наблюдали, не знаю… На рубеже 70–80-х годов происходит мощный выброс свежей творческой энергии. На студию приходят те, кто является сегодняшним лицом питерского кинематографа, – Александр Сокуров, Владимир Бортко, Евгений Татарский, Эрнест Ясан, Константин Лопушанский, Дмитрий Светозаров, Вячеслав Сорокин, Сергей Снежкин, Виктор Бутурлин, Юрий Мамин. Именно им пришлось говорить новое слово в кинематографе, когда страна вступила в принципиально новую эпоху…
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.