«Фиксировать цены опасно»

«НВ» выяснило у производителей и продавцов, как они относятся к соглашению о моратории цен на социально значимые товары

В Петербурге соглашение о моратории цен на социально значимые товары (хлеб пшеничный (белый), ржаной, ржано-пшеничный, молоко не менее 1,5 процента жирности, кефир не менее 1 процента жирности, сметана не менее 15 процентов жирности) продлено до мая, а в Ленинградской области оно закончилось 1 февраля. «НВ» решило выяснить, сыграл ли мораторий свою роль. Мнения специалистов оказались весьма противоречивыми.Михаил Крылов, председатель правления Гильдии пекарей Ленинградской области, генеральный директор Всеволожского хлебокомбината: – На самом деле социальные сорта хлеба покупают мало, поэтому в общем объеме отпуска их доля невелика. Люди считают социальный хлеб низкокачественным. Зафиксированы цены на несколько видов хлеба из муки первого сорта, а эти изделия по определению не могут быть так вкусны и полезны, как из муки сорта высшего. Наши сограждане не хотят экономить на хлебе, затраты на него в семейном бюджете не так велики. Участие в соглашении обеспечило нам снижение рентабельности и потребовало затраты сил. Хлебозаводам, пекущим социальный хлеб, полагаются дотации, поставки сырья по льготным ценам. Чтоб оформить льготы, нужно доказать, что сырье использовано по назначению, а подтвердить это непросто. При этом сырье на свободном рынке постоянно дорожает, например мука с начала февраля прибавила еще пять процентов. В новом году уже поднялись энерготарифы, причем в ходе реформы РАО «ЕЭС России» свободные цены появились фактически задним числом. Фиксировать цены на конечный продукт (в данном случае хлеб) без стабилизации цен смежников опасно. К началу марта 2008-го рост себестоимости хлебобулочных изделий составит 25 процентов, а розничные цены поднимутся лишь на 15 процентов.Усугубляет ситуацию политика торговых сетей: они фактически разоряют производителей, заставляют снижать цены ниже обоснованного предела, их механизм давления – ввоз дешевого товара из-за рубежа или других регионов. Только у нас можно увидеть гипермаркеты в центре города – в Европе, откуда мы позаимствовали этот формат, их разрешают сооружать только в предместьях. Алексей Третьяков, председатель совета Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка:– По моим наблюдениям, люди вынуждены сокращать потребление продовольствия. Это я ощущаю по отзывам коллег. И это же я вижу по отчетам государственного управления статистики – Петростата. Так, оборот розничной торговли в городе за прошлый год вырос на 15,1 процента, если считать в рублях. Но так как доля продовольственных товаров в корзине изменилась мало и в прошлом году составила 36,5 процента (в 2006 году – 36,7 процента), а инфляция по группе продовольственных товаров, особенно самых ходовых, была заметно выше, то вывод напрашивается сам собой. Прямо как в анекдоте про мальчика, который говорит: «Папа, подорожала водка, ты теперь будешь меньше пить, да?» А отец ему: «Нет, сынок, это ты теперь будешь меньше есть». А в значительный эффект от заморозки цен я не верю – она затрагивает ничтожные проценты от оборота продовольственных товаров.Антонина Ануфриева, генеральный директор ООО «Гранд»:– Я возглавляю продовольственный магазин на Васильевском острове. Мы типичная квартальная стационарная торговая точка. За последние месяцы в связи с подорожанием товаров я вижу: спрос остался, а вот возможность его удовлетворить у людей уменьшилась. Даже сахар, который вроде бы стабилен, и то процента на три подорожал. В итоге у нас оборот остался постоянным по деньгам, даже чуть вырос. Но вот в натуральном выражении он резко упал. Бабушка, которая ходила в булочную за хлебом, молоком, берет уже одну буханку, один пакет молока. Даже более обеспеченные покупатели сейчас стали сдержанней: меньше стали приобретать сладостей к чаю, вместо дорогих вкусных йогуртов выбирают дешевый кефир. Я общаюсь с коллегами, и в эти дни мы с опаской ждем 15-го числа. Ходят упорные слухи, что со второй половины февраля поставщики дружно поднимут цены по всем основным группам товаров. Если это случится, то лично у меня будут все основания подозревать сговор. А вот как на это посмотрит власть, неизвестно. Что такое давление, я вижу. Например, оптовая торговля поставляла нам шампанское по 80–90 рублей за бутылку, а в сети такую же по 50 рублей. В итоге я прибавлю свои расходы по аренде, коммунальным платежам, зарплате персонала, прибыль, и у меня ценник 110–115 рублей за бутылку, а в сетях – около 60 рублей. И таков же диктат сетевиков относительно социальных товаров. В результате у них цены заметно ниже, а поставщики отыгрываются на нас, но ведь за каждым батоном, пакетом молока в гипермаркет не пойдешь, так что в конечном счете за экспансию больших магазинов расплачиваются простые петербуржцы. Игорь Лукашкин, директор по закупкам fresh food (свежие продукты) сети гипермаркетов «Лента»:– В период действия соглашения можно отметить весьма незначительное увеличение спроса на социальные сорта хлеба. Для хлеба первичны параметры качества, а не цены. Люди готовы заплатить на 3–4 рубля больше за высококачественный хлеб, чем покупать более дешевый, но менее питательный и вкусный продукт. Потребители товаров в высоком ценовом сегменте еще менее чувствительны к цене. Для них главным параметром при выборе товара выступают вкус, польза для здоровья и пищевая ценность. Определилась тенденция: объем продаж хлеба в натуральном выражении медленно снижается, и не только у нас. Но это больше связано с изменением структуры потребления, чем с ростом цен. В настоящий момент предприятия хлебопекарной отрасли идут по пути повышения цен на «несоциальные» товары, производители были вынуждены серьезно повысить отпускные цены на мелкоштучные хлебобулочные изделия и кондитерские изделия. Иначе хлебозаводам пришлось бы экономить на сырье и снижать качество продукции.По молоку картина иная. Спрос на социальные товары в сегменте молочной продукции увеличился в среднем на 20 процентов, а спрос на «несоциальные» молочные товары вырос в среднем на 10 процентов. Ситуация на рынке молочного сырья продолжает оставаться достаточно нестабильной. Дефицит сырого молока приводит к росту цен на молочные продукты, в среднем рост цен на период январь-февраль 2008 года за счет «незафиксированной» части ассортимента составит: молоко – 10–20 процентов, сметана – 10–20 процентов, кефир – 10–15 процентов. Скорее всего, и яйцо подорожает на 10–15 процентов.Масло подсолнечное включено в список социальных товаров. В 2008 году ожидается его дефицит и дальнейший рост цен. Производители уже выслали извещения о подорожании в феврале на 24–30 процентов, с марта цифры подъема схожи. С Украины вывоз сейчас ограничен. Прогнозы по урожаю на 2008 год не оптимистичны.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.