Время поиска новых идей
Последнее десятилетие XX века стало для киностудии экономически трудным и творчески плодотворным
Дефолт 1998 года стал последним серьезным потрясением для «Ленфильма». Чтобы удержаться на плаву, студии пришлось затянуть пояс до отказа, пойти на такие непопулярные меры, как сокращение штатов и приостановка производства. Многое откладывалось «до лучших времен». Первые ощущения того, что они не за горами, появились уже в начале нынешнего века.– С новым тысячелетием пришло осознание того, что мы живы, а кинематограф по-прежнему нужен людям, – вспоминает киновед Александр Поздняков.Возрождение киностудииВторая половина последнего десятилетия XX века хотя и заставила «Ленфильм» выживать, тем не менее стала для киностудии временем довольно щедрым на картины, которые можно неоднократно пересматривать и каждый раз уже в знакомом сюжете находить для себя что-то новое. Так, фильм Алексея Германа «Хрусталев, машину!» снимался несколько лет из-за перебоев в финансировании, несмотря на героические усилия режиссера и его группы. В эти непростые в экономическом плане годы вышли «Тоталитарный роман» Вячеслава Сорокина, «Цветы календулы» Сергея Снежкина, «Барак» Валерия Огородникова, первые две картины из тетралогии Александра Сокурова «Молох» и «Телец».На протяжении своей 90-летней истории «Ленфильму» приносили известность не только игровые картины. Время от времени в стенах киностудии рождались оригинальные документальные проекты. Вторая половина 1990-х не стала исключением: был снят цикл фильмов о выдающихся кинорежиссерах «Ленфильма» – Козинцеве, Авербахе, Асановой и других. Тогда же взошла звезда режиссера Дмитрия Астрахана, ярко дебютировавшего фильмом «Изыди!». Успех его последующих романтичных мелодрам стал лишним свидетельством того, что народ «наелся» заокеанскими боевиками и потянулся к простым добрым историям. – Вторая половина 1990-х при всей своей непростой экономической ситуации стала на студии временем поиска новых идей и имен, – говорит Александр Поздняков. – Оригинальный вид кинематографа, в котором соединились игровое, документальное и анимационное кино, развивает на «Ленфильме» режиссер Ирина Евтеева: ее картины-коллажи «Элексир», «Демон», «Петербург» обратили на себя внимание во всем мире. Долгие годы в павильонах «Ленфильма» снималась картина Алексея Германа «Трудно быть богом». Наше кино уже отвыкло от таких грандиозных и скрупулезных проектов. Пожалуй, со времен козинцевских экранизаций Шекспира не было такой титанической подвижнической работы всех студийных цехов, декораторов, реквизиторов. Герман требовал подлинности во всем – от актерской игры до последнего кованого гвоздя. «Артефакты» из его фильма можно демонстрировать в европейских музеях. – Герман похож на полководца, под командой которого – легионы, – говорит Александр Поздняков. – И весь этот «муравейник» повинуется режиссеру, становясь кусочками смальты в мозаике циклопического полотна.Вступая в новое десятилетиеXXI век ознаменовался повсеместным строительством в стране новых кинозалов и кинотеатров-мультиплексов. Российские картины стали привлекать внимание дистрибьюторов. Самой громкой и успешной ленфильмовской картиной последних лет стал «Итальянец» режиссера Андрея Кравчука, собравший не только массу призов на различных кинофестивалях, но и достойную кассу. «Просто удивительно, что такой замечательный и добрый фильм появился в наше время, когда, казалось, кроме как про бандитские разборки да спецагентов с террористами ничего не снимают. «Итальянец» напоминает лучшие образцы советского кинематографа, когда режиссеры еще не гнались за кассовыми сборами и снимали от души» – так отзывались о картине зрители. – Когда задаешься вопросом, почему эта не самая вычурная в техническом отношении история оказалась так востребована зрителем, понимаешь, что публику просто перекормили современными технологиями, – говорит киновед. – Она истосковалась по простым человеческим чувствам.«Итальянец» был показан на всех континентах от Австралии до Северной Америки, лишний раз доказав, что «ленинградская школа кино» продолжается и поныне, а ее традиции бережно сохраняются. Сейчас, в канун своего 90-летия, «Ленфильм» чаще упоминается в СМИ в связи с разговорами о предстоящей приватизации киностудии. Дискуссии вокруг дальнейшей судьбы немного затмили ту творческую жизнь, которая происходит на «Ленфильме».– Между тем планов очень много, – говорит Александр Поздняков. – Режиссер Сергей Дебижев заканчивает работу над новым проектом «Сезон дождей», который начинался на Студии документальных фильмов. Это авантюрный экшн, действие которого разворачивается в Камбодже. Главные роли играют Алексей Серебряков, Ксения Раппопорт, Рената Литвинова. Запущена в производство картина Станислава Митина «Черный ход» по повести Михаила Рощина о любви старшеклассника к учительнице. Если раньше «Ленфильм» лишь принимал участие в создании сериалов, то сейчас студия намерена развивать собственное сериальное производство и активно занимается поиском сценариев.Несколько лет назад началось техническое обновление студии. Полностью переоснащен звукотехнический комплекс, впервые за многие предшествующие годы начался ремонт внутренних помещений. – Дальнейшая судьба «Ленфильма» зависит от того, каким окажется статус киностудии, – резюмирует Александр Поздняков. – В ближайшее время он будет определен. Сейчас же, накануне юбилея, мы осмысляем наше наследие. «Ленфильм» – старейшая киностудия России. Из ее стен вышли около 2000 фильмов. Здесь творили титаны духа, создавались целые миры. Такое не может исчезнуть в одночасье. Мы готовим к изданию бокс-сет из 10 лучших фильмов студии, выпустим альманах ««Ленфильм»: кадр за кадром», куда войдут публикации из студийной многотиражки, выходившей с 1930 по 1996 год. И всем нам хочется верить, что и в XXI веке кино останется «важнейшим из искусств»...