Теплая зима – кошмар дорожников
Трассы от снега в Псковской области очищать не пришлось, но асфальт пострадал от шипов
Частая смена оттепелей и заморозков в декабре-январе заметно ухудшила состояние и без того не лучших дорог. Дорожники уже оценивают каждое асфальтовое полотно в Псковской области по балльной системе, чтобы знать, какие транспортные артерии острее всего нуждаются в ремонте.Этой зимой расход песчано-соляной смеси в Псковской области – а дорогие дорожные реагенты не в ходу – меньше обычного. Гололедов или снежных заносов пока наблюдалось не много: почти все дни декабря и января уличная температура колебалась в районе нуля. Дорожникам бы радоваться – песок и соль ведь разрушают асфальт. Ан нет! Оказывается, постоянные перепады с минуса на плюс и обратно еще больше вредят состоянию второй российской беды.При подобных капризах погоды микротрещины в асфальте забиваются песком и грязью и постепенно превращаются в ямы и выбоины, пояснил заместитель председателя Государственного комитета Псковской области по дорожному хозяйству Александр Сутугин. Настоящей зимы в Псковской области, за исключением нескольких холодных, но практически бесснежных дней, нынче так и не видели. Вместо крещенских морозов – оттепель. Однако многие водители как в свое время «переобули» автомобили в зимнюю разину, так в ней и ездят по незаснеженным дорогам. Что тоже ведет к скорейшему разрушению асфальтобетонного полотна.Неблагоприятные погодные условия, конечно, бьют в первую очередь не по новым, а по старым дорогам, межремонтные сроки которых давно прошли. К счастью, в минувшем году в Пскове и Великих Луках капитальный ремонт дорог проводился в беспрецедентных объемах. Была отремонтирована значительная часть городских магистралей. Но ситуация на некоторых дорогах такова, что вынуждает водителей нарушать правила дорожного движения. Объезжая колдобины и просадки асфальта, автолюбители выезжают на встречную полосу, резко сбавляют скорость или изменяют направление движения. Что, естественно, нередко приводит к ДТП.Дорожный надзор ГИБДД УВД по городу Пскову после осмотра улиц областного центра направил предписание начальнику Управления городского хозяйства с требованием отремонтировать полотно. В середине января им пришел ответ, в котором говорилось, что устранить выбоины, просадки и трещины не представляется возможным по причине окончания дорожных работ... в 2007 году. Сотрудники ГИБДД обратились к прокурору города Пскова с просьбой применить к Управлению городского хозяйства меры прокурорского воздействия.Однако ремонт дороги в зимний период хотя и возможен при плюсовой температуре, но мера это всегда вынужденная. Особенно сейчас, когда дорожные ямы наполнены водой. И потому гражданам остается лицезреть традиционное российское закатывание луж в асфальт.В один миг ситуацию, конечно, не переломить – и в следующем году та же проблема непременно вновь напомнит о себе: результаты планомерных денежных вложений в дорожную сферу становятся заметны лишь через несколько лет. Однако когда-то надо подумать не только о «латании дыр», но и о долговременной программе профилактики чрезмерного разрушения асфальта, после которого затраты на его ремонт увеличиваются в разы. Для этого в Псковской области вводится новая система оценки качества состояния дорожной сети. Будет составлен перечень дорог, которые требуется отремонтировать в первую очередь. Каждый километр дорожной сети получит оценку в баллах. Уже обследовано 1900 километров, находящихся на балансе области, – осталось еще 6000.Губернатор Михаил Кузнецов пояснил на заседании Ассоциации муниципальных образований Псковщины, где и была озвучена концепция балльной оценки дорог, что новый алгоритм принятия решения по их ремонту стал актуален именно сейчас оттого, что в нынешнем году в разы должны вырасти и объемы этого самого ремонта, и, соответственно, его финансирование. Так, если в 2005 году было отремонтировано около 6 километров автотрасс, в 2007-м – 20, то на этот год запланировано обновление уже 140 километров. Причем на 17 километрах должны произвести капитальный ремонт.Это, конечно, не решает проблему полностью: любую дорогу в идеале нужно ремонтировать каждые 8–9 лет, а значит, ежегодно в области требует ремонта порядка 1000 километров дорожной сети. Однако по сравнению с прошлыми годами это огромный шаг вперед. Тем более губернатор заявил, что темпы финансирования ремонта будут только увеличиваться.Аномально теплая зима в Псковской области стоит уже второй год подряд. Никто не даст гарантии, что в следующем году снег и холода будут «по расписанию». Но если новая методика оценки и ремонта дорог окажется действительно эффективной, то даже очередные капризы погоды не должны ухудшить положение автолюбителей так, как этой случилось нынешней зимой.