Семь дублей правды о войне
Фильм «Лейтенант» не стыдно будет показать и ветеранам Великой Отечественной
В последние годы многие режиссеры с подачи продюсеров либо по собственной инициативе взялись за тему Великой Отечественной войны. Стрельба, драматизм ситуации, сложные характеры – на этом и зиждется успех фильма у зрителя. И ничего выдумывать не надо! Но порой в стремлении сделать позрелищнее, позакрученнее и поспецэффектнее создатели новых военных киноисторий допускают вольности, отходя от правды. И потом случаются на кинофестивалях инциденты с демонстративными отказами мэтров вручать приз или мешки гневных писем от ветеранов.Картина «Лейтенант» кинокомпании «Феникс-СПб», которую сейчас в Лодейнопольском районе снимает режиссер Алексей Козлов, скорее всего, будет совсем другой. И хотя до окончания съемочного периода еще больше недели, уже сейчас, судя по отснятому материалу, можно, трижды сплюнув через плечо, сказать: фильм войдет в разряд тех, которые захочется пересматривать. Его будет не стыдно показать своим воевавшим отцу или деду. И это при всем при том, что история, совершенно локальная и беспафосная, придумана самим режиссером.– Идея родилась внезапно, до Нового года у нас были совершенно другие планы, – признается Алексей Козлов. – Встретился в Москве с президентом нашей компании, который вдруг мне сказал: «Где бы взять хорошую идею военного кино?» Я приехал в гостиницу, открыл ноутбук, а утром принес ему всю историю на нескольких страницах, и она всем понравилась. Действие картины происходит в 1943 году. Группа трофейщиков под командованием юного лейтенанта появляется с нагруженной немецким оружием подводой в глухой деревне, которую война чудом обошла стороной. Здесь не видели немцев, сюда не заходили наши войска. Бойцы встают на постой. Но на следующий день в деревню входит отряд отборных диверсантов СС…Съемочная группа дни напролет работает в полузаброшенной деревне. Сроки минимальны – на телеэкран фильм должен выйти 9 мая. Только благодаря тому, что есть давно сработавшаяся команда под руководством режиссера, который четко знает, чего он хочет добиться, есть уверенность, что все должно быть сделано качественно и в срок. Но работать нелегко, поскольку над всеми довлеет осознание огромной ответственности.– Для меня тема войны сакральна, – говорит актер Николай Добрынин, играющий одну из главных ролей. – Совсем недавно спорил по поводу современных трактовок Великой Отечественной. Не буду перечислять некоторые фильмы, кто видел, поймет, о чем я. Но все это лживое, выдуманное, ненастоящее. Вырастут поколения, которые будут судить о войне по таким фильмам! И я бы по рукам бил тех, кто без знания правды прикасается к священному, к памяти наших отцов и дедов! Поэтому для меня роль Стряпухина одна из самых важных в жизни. Все дни, что я на съемочной площадке, у меня никогда не было такого, чтобы по семь дублей одну сцену снимать! Обычно влет все получается, а тут переживаю, мучаюсь, ищу, ночами не сплю…Это осознание прикосновения к священному охватило каждого. – Казалось бы, столько времени с той войны прошло, но все стали нести из дома на площадку какие-то вещи, сохранившиеся с Великой Отечественной, – говорит режиссер. – Фотограф Женя Таран притащил дедовский трофейный бинокль, президент Сергей Скворцов передал зажигалку, привезенную с войны его дедом. Нашли граненые стаканы 1937 года выпуска, из которых в 1945-м пили за Победу. Я уже не говорю о том, что реальная история, рассказанная моим дядькой, стала частью сюжета! И вот эта память о войне замечательно здесь работает.