Лед уже тронулся
Рыбаки Северо-Запада стали набираться ума
Какой бы теплой ни была зима, но при малейшем появлении льда на водоемах туда устремляются рыбаки. По всем рекам, озерам и морским заливам Северо-Запада, куда может подобраться человек, люди выходят на тонкий или трещиноватый лед и рискуют жизнью, а МЧС их спасает – если успевает.По данным Северо-Западного регионального центра (СЗРЦ) МЧС России, нет ни одного субъекта СЗФО, свободного от проблем с подледной рыбалкой. От «дисциплинированной» Калининградской области до таежной Республики Коми – везде спасателям есть работа. Бойцы поисково-спасательных отрядов в разных субъектах зимой работают просто на износ.Как рассказывает сотрудник пресс-службы СЗРЦ МЧС Юлия Плеханова, сезон начинается уже в октябре, заканчивается в апреле. Разумеется, с октября по апрель лед держится только на севере, в Архангельской области и Республике Коми, а в Калининградской области он может растаять уже в конце февраля. Но калининградцы этой зимой уже успели отличиться: там оторвало льдину с 60 рыбаками, что даже в масштабах всего Северо-Запада довольно много.Лидирует по числу несчастных случаев на льду Ленинградская область. Она твердо держит печальное первенство по СЗФО из-за двух причин. Во-первых, здесь есть два колоссальных водоема – Финский залив и Ладожское озеро, да еще и кусочек Онеги на востоке. Во-вторых, традиционно идут на лед жители мегаполиса, которым не хватает экстрима в повседневной жизни. Местные, конечно, тоже ловят, но они куда реже попадают в беду, поскольку хорошо знают особенности льда и никогда не рискуют даром. В регионах с незначительным населением и чрезвычайных происшествий на льду традиционно мало. На втором месте по числу жертв – Новгородская область. Это тоже понятно: и озеро Ильмень обладает непростым характером, и населения хватает.Никаких штрафных санкций к спасенным не предъявляют. Одно время среди рыбаков прошел слух, что будут брать деньги за спасение, – и рыбаки в приступе бережливости стали накрываться заранее запасенной белой простыней при приближении вертолета МЧС, чтобы их не увидели. А то, не дай бог, спасут и из зарплаты вычтут. Правда, рыбаки, полагавшие, что сэкономили денежку, обычно не задумываются, во сколько их развлечение обходится налогоплательщикам. Один час работы вертолета Ми-8 стоит 60 тысяч рублей. Поскольку работа спасателей может длиться не один час, то вертолет совершает много рейсов, учитывая, что в него помещается всего 15 пассажиров. Обычно в поиске и спасении терпящих бедствие участвует еще и судно на воздушной подушке. А в выходной день можно насчитать до тысячи людей, вышедших половить рыбку, к примеру, на Финском заливе.К счастью, нынешние рыбаки стали вести себя несколько разумнее, чем их предшественники лет пять назад. Возможно, произошел естественный отбор, и все безбашенные любители экстрима в лучшем случае заработали себе разные болезни от переохлаждения. Теперь мало кто надевает валенки и светлый тулуп – используют современное туристское снаряжение, что очень важно – яркое. Научились брать с собой полностью заряженный мобильник и GPS, что сильно облегчает работу спасателей – если такого экстремала отнесет на льдине, то он хоть сможет передать свои координаты. А с мобильника даже с отсутствием денег на счету в единую службу спасения дозвониться можно.А вот со спиртным рыбаки расстаться никак не могут. Они продолжают надеяться, что содержимое фляжки согреет их в случае «провала». Но сотрудники МЧС постоянно твердят: алкоголь согреет на минуту, а потом будет только хуже, нарушится координация движений, притупится чувство опасности. Если вы провалились в воду и выбрались, советуют спасатели, используйте спиртное как растирание. Кроме того, алкоголь может пригодиться, если рыбак хочет подать знак вертолету спасателей – нужно облить любую тряпку и поджечь, огонь на льду далеко виден.А есть и такие, кто продолжает упрямо играть со смертью. Люди выезжают на лед на машинах, даже не удосужившись узнать, насколько он крепок. В прошлом году в Волховской губе на Ладоге был такой случай. Спасатели отправились на судне на воздушной подушке с обычным мониторингом, какой проводится почти каждый день. Увидели следы машины, уходящие от берега. Догнали ее – и прямо на глазах спасателей она провалилась под лед. Только благодаря тому, что бойцы МЧС имели под рукой все необходимые в таких ситуациях средства спасения, им удалось вскрыть дверцы и достать водителя и четырех пассажиров. Если бы спасатели не оказались рядом, то люди остались бы в машине навсегда. Такие случаи, к сожалению, тоже бывают. И рыбаки-автомобилисты пренебрегают одним из главных правил поведения на льду, о чем написано во всех памятках выходящим на рыбалку: держите дверцу машины приоткрытой, чтобы в случае опасности немедленно покинуть ее, а деньги, документы и телефон должны находиться во внутреннем кармане одежды. Известно, что на ладожских каналах местные жители даже промысел особый наладили: когда сходит лед, они за не самые большие деньги достают из воды утопленные машины рыбаков. Рассказывают про одного «нового русского», который последовательно утопил в Ладоге три джипа и на достигнутом, похоже, останавливаться не собирается.