Германия – дойная корова ЕС
Почему немцы обеспечивают четверть доходов казны Евросоюза, но практически ничего не имеют взамен
«Плитки шоколада» обходятся немцам по цене слитков золотаВплоть до конца 1990-х годов в Европейском союзе существовала страшная тайна – «тайна взносов» в межгосударственную «копилку» Брюсселя. Сведения о том, какие государства являются «донорами» ЕС, а какие в основном лишь кормятся на общеевропейской «финансовой кухне», оставались секретом. Оставались, во всяком случае, для бюргера, который, едва начав интересоваться, во сколько обходится среднестатистической немецкой семье членство в ЕС, тотчас получал из Брюсселя успокаивающий и образный ответ: мол, «всего в пару плиток шоколада в год». Этот образ, запущенный в жизнь кем-то из европолитиков «новой волны» и на все лады растиражированный немецкой прессой, долго умиротворял здешнего обывателя. Умиротворял до тех пор, пока не нашелся мужественный человек, глава Европейской счетной палаты (1996–1999 годы) герр Бернхард Фридманн, огласивший реальную стоимость пресловутых «шоколадок».Благодаря герру Фридманну бюргер и узнал, что в середине 1990-х годов ФРГ ежегодно вносила в кассу Брюсселя примерно на 10 миллиардов евро больше, чем получала из ее «окошка» обратно. Образно говоря, уже тогда каждая немецкая среднестатистическая семья (из пяти человек) отдавала ЕС свыше 900 евро в год. Согласитесь, неплохая цена за пару «настоящих бельгийских шоколадок»!Подлинный театр абсурда состоял в том, что пока «локомотив Германии» своими 10 миллиардами толкал общеевропейский «паровоз» вперед, Франция, вторая по экономической мощи страна ЕС, тоже его «подталкивала», раз в 12 месяцев отсылая в Брюссель… от 250 до 500 миллионов евро. А вот самое богатое государство союза, Люксембург, было в те годы и вовсе «вагончиком» – получателем общеевропейской помощи.Но на чьи же нужды шли немецкие «шоколадки» по цене слитков золота? Долгое время европолитики успокаивали бюргера тем, что его, бюргера, взносы в общеевропейскую кассу пусть и опосредованно, но возвращаются-де в немецкий «карман» – в форме международных контрактов по каналам ЕС. Например, контракта на возведение в Афинах аэропорта силами немецких строительных (и прочих) фирм. В эти сказки венского, а точнее, брюссельского «леса» здешний обыватель всегда охотно верил. И в массе своей верит до сих пор. Потому что – опять же в массе – не ведает о структуре распределения денежных средств из общеевропейской казны. А структура эта такова, что примерно половину всех «общих» денег ЕС тратит не на умозрительные «международные контракты», но на вполне реальные программы развития сельского хозяйства. И еще треть – на программы поддержки наиболее слабых регионов.Испанцы и французы проявили упорствоДогадайтесь, у кого в Евросоюзе наибольшие нелады с сельским хозяйством? Ну, конечно, у аграрной индустрии Франции. Зато у Испании – «проблемы с регионами», то есть ей ежегодно необходимы средства на «умиротворение» басков, каталонцев и так далее.И посему не будет преувеличением сказать, что каждая немецкая семья в течение долгих лет отрывала от себя изрядный кусок бюджета, дабы не голодали галльские буренки, а испанские быки бегали по шикарно отстроенным улицам тамошней провинции. Разумеется, Германия пусть и поздно, но спохватилась. И в 2000 году, во время проведения Берлинского саммита в верхах, на котором обсуждалась так называемая Agenda-2000 («Повестка дня – 2000», определявшая бюджет ЕС на 2000–2006 годы), попыталась объяснить партнерам по Евросоюзу, что такое «донорство» не может быть вечным. Руководство Германии постаралось довести до сведения партнеров, что ФРГ, которой баснословно дорого обошлось ее воссоединение с Восточной Германией (свыше 50 миллиардов евро), и так скатилась в самую середку европейских государств по уровню благосостояния граждан.Но испанцы и французы, как писала в те дни пресса, «проявили на переговорах завидное упорство». То есть все эти аргументы Германию от дальнейшего финансового донорства не уберегли. По итогам Agenda-2000 ФРГ еще на шесть лет осталась основной «дойной коровой» Старого Света, «отвалив» Брюсселю в 2006 году 7 миллиардов «безвозвратных» – то есть не вернувшихся в экономику страны даже в виде пресловутых международных контрактов – евро. Ну а ныне где финансовый воз ЕС, который тащит Германия? Да там же, где в басне. Ведь, планируя бюджет ЕС на 2007–2013 годы, главы государств и правительств Евросоюза еще в декабре 2005 года постановили, что Брюсселю от Берлина снова нужны ежегодные 10 миллиардов евро – 10 миллиардов, которыми ФРГ воспомоществовала союзу на заре его становления. Одним словом, страна, чья экономика переживает сейчас далеко не лучшие времена, как была, так и останется крупнейшим донором ЕС как минимум до 2013 года.Сытая Польша благодарности не испытываетНо, быть может, за свои деньги Германия имеет в Евросоюзе какие-то особые преференции? Ведь вроде бы кто платит, тот и заказывает музыку. Ничего подобного!Вероятно, российского читателя удивит такое сравнение: финансовая роль ФРГ в ЕС сродни соответствующей роли… РСФСР в составе Советского Союза. То есть страна вынуждена спонсировать «младших братьев», которые зачастую на харчах «старшего брата» уже стали «толще» его самого. И быть всеобщим донором за счет собственного народонаселения.Но мало того: Германия при этом должна еще и сдувать пылинки с окормляемых – не дай бог, чтобы они за накрытым «старшим братом» столом припомнили кормящему его «политические огрехи» минувших десяти столетий!Что ж, пока читатель старшего поколения вспоминает, как еще в советские годы были «благодарны» Российской Федерации иные «тоже социалистические» республики в составе СССР (ныне пакостящие на международной арене уже новой России), продолжу аналогию. Если главный донор Европейского союза, ФРГ, и заказывает музыку в ЕС, то по странному «стечению обстоятельств» в Старом Свете танцуют не германскую аллеманду, а польский «финансовый» полонез. Танцуют со значительностью на сытых лицах. С большим презрением к главному организатору «вечеринки». Исполняя замысловатые политические «па» и отдавливая при этом ноги партнерам.В подтверждение сказанного достаточно привести цифры и факты. Для того чтобы «подтянуть» Польшу до минимального уровня, который позволил бы ей вступить в ЕС, Европейский союз затратил с 1990 по 2003 год 23,4 миллиарда евро. Учитывая, что каждый четвертый евро в казне Брюсселя – немецкого происхождения, нетрудно подсчитать, в какую сумму обошлось именно Германии вхождение Польши в здешнюю «высшую лигу». Еще одна цифра: если в 2006 году ФРГ отдала в «общую кассу» ЕС 7 миллиардов евро, то, в свою очередь, Польша из этой кассы 6 миллиардов получила.Но при этом «кормящаяся» страна не испытывает особой благодарности к «руке дающего». Отношения Польши и Германии уже давно стали притчей во языцех. Как, собственно, и отношение к ее общеевропейской «повитухе» США, которую Польша, по недавнем возвращении из Вашингтона главы ее МИДа пана Ковальского, еще яростней готовится «защищать» при помощи американских ракет-пере-хватчиков. Разумеется, военные «достижения» Речи Посполитой на международной арене – предмет особого разговора. А пока немецкому налогоплательщику, ставшему в этом веке и финансовым донором для Польши, стоит задаться вопросом – а на чью, собственно, территорию упадут обломки ракет, размещение которых на земле Польши является, конечно же, «сугубо польским делом»?Германский налогоплательщик заплатил финнам за… их бегство в РумыниюВпрочем, с денежками немецкого налогоплательщика, которые, проходя через «кассу Брюсселя», становятся «общеевропейскими», без особого пиетета обходится не только Польша, но и другие члены ЕС. Например, недавнее закрытие в Бохуме производства финской Nokia почему-то возмутило немецкую прессу главным образом из-за того, что лишились рабочих мест тысячи граждан ФРГ. Навозмущавшись, здешнее общественное мнение несколько успокоилось, сочтя, что «такова примета глобальной экономики»: бегство производств в регионы с дешевой силой, с которым, увы, ничего не поделаешь.Но в действительности проблема с закрытием завода Nokia в Германии куда шире. И свидетельствует она о том, что к настоящему моменту ЕС выродился в финансовый Абсурдистан. Или, во всяком случае, справедливо должен быть сочтен оным любым немецким налогоплательщиком.Разговоры о «бегстве производств» – это разговоры в пользу богатых: ведь при производстве тех же мобильных телефонов затраты на зарплату составляют всего 5 процентов от их себестоимости. Дело в том, что еще в середине 1990-х годов земля Северный Рейн-Вестфалия выделила финнам 60 миллионов евро на развитие производства. И еще 28 миллионов евро ФРГ дала им на создание рабочих мест – оставим на долю немцев. Эти 88, видимо, «лишних» миллионов бюргеры финнам уже «подарили».Но – вот поразительный факт, живописующий всю абсурдность механизма, «регулирующего» поступления в казну Брюсселя из национальных «закромов» стран – участниц ЕС. Только на специальные мероприятия по размещению производств Nokia уже в Румынии Европейский союз выдал финнам 33 миллиона евро. А если вдуматься, то 25 процентов этой суммы – немецкого происхождения! Ну и как назвать ситуацию, когда германский налогоплательщик – если уж все расставлять по местам – отдал финнам свыше 8 миллионов евро за их «побег» к румынам?! То есть заплатил за то, чтобы горячие финские парни оставили после себя тысячи немецких безработных на шее этого же налогоплательщика. Заплатил – не ведая, что сделал это!…Разумеется, мы рассказали о блеске и нищете казны Евросоюза не для того, чтобы вызвать жалость к «обнищавшему немецкому бюргеру». И не для того, чтобы сердобольные россияне принялись слать сюда «плитки шоколада», как в голодные годы перестройки слали их в Питер немцы. Просто иным российским «макроэкономистам», привыкшим к месту и не к месту ссылаться на «образцовые механизмы распределения денежных потоков внутри ЕС», стоило бы на примере немецкого опыта задуматься, а так ли уж все ладно в «брюссельском королевстве».