Что имеем – продаем, покупаем – плачем
Отдав иностранцам свой рынок, Россия почти ничего не приобрела взамен
У российской политической и экономической элиты две мечты: привлечь в страну как можно больше инвестиций и в то же время скупить как можно больше предприятий за рубежом. Государство поддерживает оба направления (особенно первое). Успехи налицо: в прошлом году ввоз капитала из-за рубежа превысил вывоз примерно на 80 миллиардов долларов. Цифры впечатляют, но, по мнению многих специалистов, мы наделили уже столько ошибок – и в деле привлечения инвестиций, и в «экспансии» за рубеж, что пора остановиться и подумать. Иначе оба процесса загонят российскую экономику в тупик, из которого никакие нефтедоллары его не вытащат. Лимонадные технологииВозьмем для примера такой развитый город, как Санкт-Петербург. Город – лидер по инвестиционной привлекательности. Он открыл свои двери для иностранных инвесторов еще в далеком 1992 году в надежде, что к нам потом хлынут со своими технологиями зарубежные промышленники. В том, что произошло на самом деле, разобрались не сразу. Даже сейчас еще не разобрались.Первыми пришли торговцы и рестораторы. Затем – табачные компании, купившие местные комбинаты. На фоне повальной борьбы с табаком на Западе в России для них был просто рай. Затем – «Кока-кола». Себестоимость ее напитка – около 1 цента за литр, оптовая цена – около доллара. А рынок у нас необъятный – чего ж не прийти? Бум «ширпотребовских» инвестиций, казалось бы, миновал, но он повлек за собой весьма серьезные последствия. Сегодня розничный рынок второго по величине города страны фактически принадлежит иностранцам. Все крупные торговые сети – и промышленных товаров, и продовольственных – или на сто процентов принадлежат иностранным компаниям, или частично (как, например, «Лента» и «Пятерочка») и управляются из зарубежных офисов. С точки зрения иностранцев, это очень разумные инвестиции. Без каких-либо капитальных затрат (только на строительство помещений) они снимают с розничного рынка города, объем которого превышает 10 миллиардов долларов в год, торговую наценку в 15–25 процентов. Плюс обеспечивают сбыт товаров компаний из своих стран. Тогда как российскому производителю в эти сети пробиться очень сложно, его допускают только на дискриминационных условиях. А вот о российских, и в частности петербургских, торговых заведениях за рубежом информация отсутствует. Скорее всего, их просто нет. Сегодня, казалось бы, другое время. На смену «магазинщикам», производителям лимонадов, соков, шоколадок пришли серьезные промышленные инвесторы. В Петербурге будет пять автозаводов (один уже работает), несколько предприятий по производству автокомпонентов, два крупных компьютерных производства. Однако никаких новых технологий они не используют и в город их не экспортируют. Все эти штамповки, сборки и окраски десятилетиями отработаны на заводах автогигантов по всему миру и представляют технологии позавчерашнего дня. И разумеется, не предусматривается никаких операций по разработке, модернизации машин – все интеллектуальные операции остаются за рубежом. Петербург будет получать только налоги (из денег российских же покупателей) и автомобили. Аналогичная ситуация с компьютерными заводами – они будут производственно-сборочными, использующими давно известные в Азии технологии. За рубеж с такими товарами не сунешься. Стоит добавить, что новые заводы досуха вычерпают рынок рабочей силы. Петербург взят только для примера – ситуация совершенно одинакова по всем российским регионам. Продаются проблемыТеперь посмотрим, что приобретают наши компании за рубежом. Возьмем для начала развитые страны. «Лукойл» купил на восточном побережье США за 250 миллионов долларов сеть автозаправок. Америке это выгодно, ей не хватает своего бензина. Правда, все заправки продолжают работать под брендом «Мобилл» – согласия на переименование власти не дают. «Северосталь» купила металлургические заводы в США и Италии. По мнению руководителя центра промышленных и инвестиционных исследований Института мировой экономики РАН Владимира Кондратьева, продавцы были рады избавиться от «грязных» и технологически простых предприятий, которые не закрыли только ради сохранения рабочих мест. Новый владелец обязан эти места сохранить, а также соблюдать жесткие экологические нормативы или платить громадные штрафы за их нарушение. Еще более удачно продали голландцы свой шинный завод российской компании «Амтел» – наши целиком перевели грязное производство в Россию. Лучше идут дела у наших нефтяников в Латинской Америке – их допустили к освоению месторождений в Венесуэле, Боливии, Колумбии. Правда, в этих странах контрольные пакеты нефтяных компаний принадлежат государству, а налоги на нефтяную прибыль превышают 80 процентов. Но суммарно наши инвестиции в Латинскую Америку оцениваются в 200 миллионов долларов. Тогда как, например, китайские – в 100 миллиардов.Конечно, есть и примеры более удачных покупок: нефтегазодобыча в Нигерии, бокситовые месторождения в ряде африканских стран (российскому РУСАЛу не хватает сырья), партнерство «Газпрома» с европейской E.On, участие в телекоммуникационных и трубопроводных проектах в Турции, странах Ближнего Востока. Но из вышеуказанных 25 миллиардов долларов суммарных покупок производственных активов за рубежом в полном смысле удачных лишь около половины.Рынок не магазинТак какие инвестиции нужны России и какие приобретения полезны ей за рубежом? Рынок не магазин, где можно выбрать и купить любой понравившийся товар. Есть универсальное правило: продавать иностранцам следует или то, что не нужно самому, – грязные, примитивные, низкорентабельные производства, или же с помощью инвесторов решать сырьевые проблемы (например, продавая автозаправки), или брать инвестора, который принесет в страну высокие технологии. Покупать за границей следует то, что приносит прибыль, или «плацдармы» для продвижения своей продукции, или долю в предприятиях «хай-тек». Насколько эти правила соблюдаются в России, можно представить по приведенным выше примерам. Конечно, бизнес в России, как и власть, молод и неопытен. Но учить его никто не будет, скорее, наоборот. В деле привлечения инвесторов в страну уже совершены все мыслимые ошибки. Она пошла не по пути развивающихся стран, таких как «азиатские тигры», а путем стан третьего мира, которые отдают иностранцам свое сырье и дешевую рабочую силу, позволяют выкачивать из страны деньги через сеть розничной торговли. К счастью, год назад федеральное правительство, спохватившись, закрыло для иностранцев нефтегазовую, авиакосмическую, атомную отрасли, банковскую сферу и ряд других. Что, впрочем, не мешает инвесторам снимать сливки, выпуская и продавая в России свой ширпотреб.Что же касается скупки зарубежных активов, то ошибок не так много, потому что немного самих покупок. В рентабельные или экономически значимые отрасли россиян не пускают. Практически невозможно пробиться со своими инвестициями на рынки Китая, Кореи. Европейцы категорически не желают продавать «Газпрому» даже небольшие пакеты акций своих газораспределительных сетей. «Северстали» не позволили купить французский «Арселор», потому что компания якобы подчинена Кремлю. К тому же Россия не является членом ВТО. На 15 лет раньше, чем Россия, экспансию на зарубежные рынки начал Китай – и столкнулся с такими же трудностями. Огромной непонятной стране никто ничего не хотел продавать. Китайские товарищи не смирились. И сегодня азиатская держава застолбила под свои будущие нужды половину африканского континента и Латинской Америки, при этом защитив свой рынок от нежелательных инвестиций. Для Китая инвестиции не самоцель, не способ демонстрации свой привлекательности или мощи, в отличие от России.