Подземномания
Отсутствие опыта подземного строительства не помешало одобрению проекта подземной площади Восстания
Несмотря на крупные строительные неудачи, связанные с недооценкой сложностей петербургских грунтов (разрушение домов по соседству с возводимым универмагом «Стокманн» на углу Невского и улицы Восстания, зданий, примыкающих к «Невскому паласу»), Общественный совет Петербурга во главе с губернатором Валентиной Матвиенко одобрил проект сооружения подземной площади Восстания. «НВ» написало об этом 11 марта.Напомним, что в исторической части города пока нет ни одного законченного проекта подземного строительства (эскалаторные шахты метро – всего лишь «проколы» почвы). Есть три адреса, где намечено такое строительство, – подземные паркинги под зданием второй сцены Мариинского театра, под Новой Голландией и под деловым центром, который намерена построить на улице Декабристов шведская компания «Рюрик». Реально подземные работы начались на второй сцене Мариинки и в Новой Голландии. Но они еще не вышли из экспериментальной стадии – строители изучают, как ведут себя пробные котлованы. То есть опыта подземного строительства в петербургских грунтах нет ни у одной компании, ни у одного проектировщика. Но ни отсутствие опыта, ни допущенные ранее ошибки не остановили членов Общественного совета, одобривших мега-проект подземной площади. «Пора создавать строительную полицию»О том, какие меры необходимо предпринять, чтобы проект подземной площади Восстания оказался удачным, «НВ» рассказывает профессор Владимир Улицкий, в течение 10 лет возглавлявший комиссию по основаниям и фундаментам при городском комитете по строительству. – Почему в Петербурге так много «аварийных» адресов, где из-за ошибок при сооружении фундаментов страдают соседние дома? – Не было достаточного контроля. Сейчас решено создать новые надзорные органы. Но главное – чтобы в них присутствовали специалисты-геотехники. В большинстве стран контроль за фундаментами, всеми подземными работами намного более жесткий, чем у нас. Например, в Финляндии есть специальная строительная полиция, занимающаяся наблюдением за ново-стройками и состоянием старых зданий, которая вправе приостановить ведение опасных работ. Инспекторы этой полиции отслеживают каждый шаг строителей, особенно в центре города. В Германии за такими стройками следят еще строже – предъявляют требования при устройстве заглубленных фундаментов, освоении подземных пространств, чтобы производилась очистка вод, откачиваемых строителями, запрещают опускать грунтовые воды, что опасно для соседних зданий. – Не поздновато ли спохватились, ведь многие здания уже погублены?– Лучше поздно, чем никогда. Аварии случались и раньше – в социалистические времена. Когда старые дома разрушались от соседних новостроек, их расселяли и сносили. Но сегодня общественность активно протестует против такого обращения с городским центром. К тому же сносить или реконструировать добротный дом, который мог бы постоять еще века, сейчас очень затратно, тем более что многие из таких зданий ценны исторически. Хорошо, что власти, наконец, спохватились и поняли, что пора ставить заслон недобросовестным строителям. – В чем, по вашему мнению, основная причина повреждения соседних зданий при строительстве в центре?– Застройщик зачастую идет по линии наименьшего сопротивления. Нередко это зарубежные компании, плохо знакомые с нашими условиями. Вот вопиющие примеры, известные всему городу. Строительство торгового центра «Стокманн» на углу Невского проспекта и улицы Восстания – им занимается финская компания. Недалеко от этого места также на Невском проспекте с двух сторон от отеля «Невский палас» английской фирмой возводятся еще два здания. В обоих случаях соседние дома получили дефекты и обрушения. Консультантом второго проекта в свое время пригласили меня, но я посчитал его реализацию нереальной в применении к нашим грунтам. Тогда зарубежные застройщики пригласили более сговорчивых геотехников. Результат налицо. А финский проект консультировали китайские эксперты – последствия нам тоже известны. Зарубежных специалистов приглашать можно, но все должно быть под контролем наших профессионалов, знакомых с состоянием петербургских грунтов. А в данном случае контроль не был профессиональным. Другие факторы риска – неправильные решения проектировщика, отсутствие у застройщика необходимого оборудования. А иногда – и это самое опасное – стремление использовать более дешевую технику и технологии. – И почему-то городская комиссия по основаниям и фундаментам несколько лет назад была закрыта – ее работу хотят возобновить только сейчас...– Необходимость такого специального органа понимали еще наши предки, строившие Петербург. В 1893 году была создана так называемая Грунтовая комиссия. И в дальнейшем в городе всегда существовали организации такого рода. Наша комиссия по основаниям и фундаментам, которая давала рекомендации по строительству, проработала десяток лет и спасла городской центр от реализации многих проектов, которые бы ему повредили. В ее состав входили представители очень авторитетных учреждений города – таких как Государственный архитектурно-строительный университет, «Лен- инжпроект». И неожиданно года полтора назад в правительственном юридическом отделе вдруг посчитали, что такой орган не имеет законных прав на существование, потому что нет никаких актов, которые бы регламентировали его работу. Отрадно, что сейчас все же осознали необходимость возобновления ее работы.«Пересадим старинные здания на современные сваи»Изучить, возможно ли строительство в центре острова Новая Голландия подземного трехуровневого паркинга на тысячу мест, залегающего на глубину до 30 метров, поручено компании «Геоизол». Как идут исследования, «НВ» рассказал конструктор ЗАО «Геоизол» Максим Зайцев.– Что показали ваши исследования? Можно строить на острове паркинг?– Обследования геологической среды и состояния старых зданий были проведены в 2007 году. В ноябре минувшего года на территории острова были созданы опытные площадки, чтобы отработать технологии подземного строительства и четко уяснить его влияние на близлежащие строения. Мониторинг показал положительные результаты – никаких воздействий на старинные сооружения обнаружено не было. – А как будет устроен сам подземный бункер?– Он будет построен методом «стена в грунте». Это достаточно новая для нашего города технология. На определенной площади производится выемка грунта, в полость подается ветонитовый раствор – это глина с высокой плотностью, которая сдерживает подвижки почв. Туда вставляется металлический каркас. Это будет наружными стенами и в то же время ограждающими конструкциями будущего паркинга. Исследовательские работы проводились нами по заказу фирмы «Солетанжстрой». Возводить подземный паркинг будет она, в ее задачи входит и создание проекта, который в настоящее время уже направлен на госэкспертизу. Пока что откопана скважина в 30 метров глубиной, где был смоделирован такой кусочек стены в грунте, который в дальнейшем будет включен в строительную конструкцию. Одновременно были сделаны опытные площадки по установке свай, поскольку мы планируем в целях исключения воздействия от нового строительства пересаживать старинные здания на современные сваи. Сегодня большинство из них стоит на деревянных лежнях, некоторые имеют и свайные конструкции, но все это требует дополнительного укрепления. – Ваша компания уже имела опыт при производстве такого вида работ?– Мы, например, усиливаем путем пересадки на мощные сваи «титан» реконструируемое здание на углу площади Восстания и Невского проспекта. – А в каком месте острова предполагается обустроить подземный паркинг?– Он будет располагаться вокруг так называемого «ковша», или пруда, находящегося на территории. Залегать паркинг будет на расстоянии не менее 7 метров от старых зданий, что гарантирует их дополнительную безопасность. Схема сейчас находится на согласовании в КГИОП. А затем мы будем работать примерно 6–8 месяцев, укрепляя здания поэтапно, причем опережающими методами по ходу строительства паркинга. от редакцииТеоретически эксперимент с подземной площадью Восстания может оказаться удачным – ведь к тому времени уже будут построены подземные паркинги под Мариинкой и Новой Голландией и появятся какие-то экспериментальные данные об их влиянии на окружающую застройку.