У сердца «Ленфильма» золотые руки

Искусство мастеров цеха декоративно-технических сооружений поражает даже поклонников голливудских технологий

«Хочешь яблоко? Угощайся!» – предложила мне, пятилетней, подружка. В середине зимы 1981 года в магазинах Новосибирска, где прошло мое детство, такой красоты днем с огнем было не найти. Поэтому банальный в сегодняшнем восприятии «джонатан» показался экзотическим заморским фруктом. Зубы тут же вонзились в наливчатую плоть и едва удержались во рту – яблоко оказалось бутафорским. С тех пор с подлой подружкой не общалась. Но в моем сердце навеки поселилось безграничное уважение к мастерам-бутафорам. Поэтому в цех декоративно-технических сооружений киностудии «Ленфильм» я шла с трепетным чувством...Сердце «Ленфильма»– Это – сердце «Ленфильма», – пояснил киновед Александр Поздняков, когда мы подошли к зданию цеха. – Все остальное – органы. Да, важные, необходимые! Но органы можно трансплантировать, что-то даже ампутировать при необходимости. А вот без сердца не обойтись.Начальник цеха декоративно-технических сооружений Татьяна Седова встретила нас улыбкой доброй феи: «Вы 8 марта на Первом канале смотрели му-зыкальный фильм «Красота требует...»? Так мы еще декорацию не разобрали. Хотите посмотреть?» Внутри пятого павильона, построенного более века назад купцом Александровым (тогда это был петроградский центральный рынок), оказался настоящий город. Двухэтажные разноцветные домики с черепичными крышами, ставнями и вывесками, по ступеням любого здания можно подняться и даже войти внутрь. От кафе же, где отдыхали герои мюзикла, не осталось и следа – результаты полугодовой работы семидесяти рабочих и декораторов теперь разрушаются самими создателями. Многие крупные музыкальные телепроекты продюсер Константин Эрнст предпочитает реализовывать на «Ленфильме» – здесь это делают на совесть! В пятом павильоне снимались практически все «Старые песни о главном», новогодние мюзиклы, продолжение «Иронии судьбы». Самая главная причина любви столичных телевизионщиков к питерской киностудии – люди. Таких профессионалов, которые работают на «Ленфильме», еще поискать нужно!– Люди в нашем цехе работают многие годы, – поясняла Татьяна Седова. – Текучка небольшая, потому что профессия требует накапливания мастерства. Ну и, конечно же, для нас «Ленфильм» – это дом, и уйти из него – значит остаться без родного крова. Пятый павильон на своем веку перевидал немало именитых режиссеров и вмещал самые невероятные декорации, которые изумляли масштабами и правдоподобностью даже поклонников голливудских технологий. – Помнишь картину Сергея Овчарова «Барабаниада»? – обратился к Татьяне Седовой Александр Поздняков. – Ребята, вы бы видели, какой огромный красивый дракон здесь лежал посреди пустыни.– Да, мы тогда весь павильон песком засыпали! Дюны роскошные возвели. Кстати, дюны делаются очень просто: на грубый каркас крепится мешковина, сверху наносится клей и все это посыпается песком.  Сахарный пляжК услугам декораторов и бутафоров «Ленфильма» обратился и покойный Александр Абдулов, решив снимать в Питере свой фильм «Бременские музыканты».– Ему хотелось все сотворить по высшему разряду, – вспоминает Татьяна Евгеньевна. – В четвертом павильоне мы сделали двор королевского замка, каналы, в которых плескалась вода. В них даже плавали живые лебеди... Получилось шикарно! Помню, у меня был день рождения, и я привела в павильон своих друзей, чтобы показать эту красоту. Они не хотели уходить: «Татьяна, так давай здесь твой день рождения и отметим!»А сколько звезд отечественной эстрады обзавелись роскошными клипами благодаря мастерам из цеха декоративно-технических сооружений «Ленфильма»! – Помню, в Сосновой Поляне мы за три дня построили декорацию для Александра Буйнова, – рассказывает Татьяна Седова. – Представьте: огромный павильон в тысячу квадратных метров, фоны расписаны морскими пейзажами, а пляж нам пришлось делать из... сахарного песка. Десятки мешков ушли! Все, сняли. Утром звоню начальнику участка, мол, наймите побольше людей, чтобы песок убрать. Он отвечает: «А песка уже нет». Время было довольно голодное, поэтому люди не дали добру пропасть... Как только съемки в той или иной декорации заканчиваются, наступает самый драматический момент. Созданную кропотливым трудом красоту ломают и утилизируют, а проще говоря, вывозят на свалку. Это не театр, где декорации живут долго!– Если есть возможность, стараемся какие-то детали сохранять, – вздыхает Татьяна Седова. – Но я порой даже не захожу в павильон, чтобы не видеть, как там все разрушается. Недавно так было, например, в четвертом павильоне, где «вырубали» вишневый сад...«Долгоиг-рающие детали» хранятся на фундусном складе. Буржуйки, камины, самые различные двери, колонны, статуи – все то, что еще не раз сможет сыграть свою роль в кино. – Надо же, какая пушечка хорошая! – Татьяна Евгеньевна легко поднимает с пола «чугунный» пушечный ствол. На глаз это где-то центнера три веса. Нет, к тому, что пенопласт руки бутафора могут превратить в чугун или камень, нужно долго привыкать!Секреты мастеровМногие декоративные детали делаются на вакуумной машине. Гипсовая или деревянная форма помещается в хитроумный аппарат, сверху накрывается листом упругой пленки и через считаные секунды появляется готовая пластиковая деталь, которая позже будет фактуриться и расписываться. У каждого мастера цеха есть свой конек: кому-то лучше всего удается «старение», кто-то, наоборот, удачнее всего выполняет чистовую работу. Один – плотник экстра-класса, другой – скульптор, способный в короткие сроки создать из гипса, пенопласта или папье-маше микеланджеловского Давида или ленинский бюст. Высший пилотаж – макетчики. В свое время, когда не было компьютерных технологий, они создавали миниатюрные мосты, опоры, здания, которые в процессе комбинированных съемок должны были страдать от пожара, стихийных бедствий, взрывов. Казалось бы, сейчас можно купить практически все: имитацию любой старинной вещи, заморскую снедь, самые невероятные детали интерьера. Но все равно мастерам цеха декоративно-технических сооружений без работы сидеть не приходится. И не только потому, что иллюзия обойдется дешевле. Часто художникам картины, да и режиссерам тоже, хочется чего-то особенного, индивидуального. Ведь яркие необычные детали тоже своего рода «актеры», которые запомнятся зрителям. Поэтому без пластика и пенопласта не обойтись.– Пенопласт мы впервые применили на «Гамлете». Снимали картину в Нарве, а там все старинные замки были в полуразрушенном состоянии. Поэтому Козинцев нам дал задание построить такую масштабную декорацию, – рассказывает начальник бутафорского цеха Галина Евлашева. Боже ты мой, человек более сорока лет проработал на «Ленфильме», создавал классику советского кино, работал с легендарными режиссерами! И говорит об этом так спокойно, не очень охотно, стремясь поскорее завершить фразу и вернуться к работе. – Когда не было пенопласта, и таких масштабных работ не было, – говорит Галина Федоровна. – В 60-е годы прошлого века в нашей стране произошел подъем кинопроизводства. До этого же мы в основном использовали дерево, бумагу, гипс, мешковину, многое делали из папье-маше...В мастерской бутафора Вячеслава Бойко можно увидеть самые невероятные вещи – от надгробного памятника и бюста Гитлера до фигурок самураев, которые совсем недавно держал в своих руках актер Даниил Спиваковский во время съемок еще не вышедшей на экраны картины «Ораниенбаум. Серебряный самурай». Кстати, золотые руки Вячеслава создали и барельеф символа киностудии, который установлен в фойе «Ленфильма». – Материалы, которые мы используем, сегодня легко купить в любом магазине, – рассказывает Вячеслав. – Но ведь их можно особым образом соединить, скомпоновать. А это уже маленькие тайны бутафоров. – Так что, ребята, хотите «обмануть» – приходите к нам в ЦДТС! – улыбнулась нам на прощание начальник цеха Татьяна Седова. Проходя мимо первого павильона, где мастера ЦДТС строят декорации для новой картины Алексея Балабанова «Морфий», мы заглянули в приоткрытую дверь: усадьба сельского врача была практически готова.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.