Валерий Сюткин: «Свой шоу-бизнес я сделал за пять лет»

Завтра популярному певцу и композитору исполняется 50 лет

Юбилей Валерия Сюткина совпал с 25-летним юбилеем группы «Браво», в которой добрый десяток лет назад он был солистом. После долгого перерыва Валерий вновь вышел на сцену в составе «Браво» и спел с музыкантами несколько песен прежних лет. В БКЗ «Октябрьский» звучали хиты «Оранжевый галстук», «Стиляга из Москвы», «Московский бит». И, как в 90-е, группе отлично удалось раззадорить публику.– Валерий,  послезавтра у вас полувековой юбилей. Выглядите вы прекрасно – это не комплимент, констатация факта. Как будете отмечать? – Март у меня весь в праздниках. Мы только что вернулись из путешествия с моей любимой женщиной Виолой (так зовут жену Сюткина. – Е. Д.). Улетали на несколько дней в Париж и там отпраздновали 15-летие нашего «совместного плавания». А сейчас у меня насыщенная рабочая неделя: концерт в Питере, потом – в Москве, как это бывает обычно перед юбилеями. А именно 22 соберутся близкие друзья… 350 человек. Юбилей будет иметь творческое продолжение. С 15 по 30 мая группа «Сюткин и Ко», которую я создал в 95-м году, проведет пятнадцать танцевальных вечеров для интеллигенции. В Москве, в парке Горького. Фестиваль не закрытый, а открытый, проводим мы его в пятый раз. Будем исполнять легкую танцевальную музыку. Люди сидят за столиками в кафе, и я для них пою. На этих вечерах хорошие заводилы: Николай Цискаридзе, Юрий Башмет, Владимир Спиваков. Они приходят туда отдыхать, танцевать, приятно проводить время после своих филармонических концертов, вечеров серьезной музыки. – Это в Москве. А в Питере?– Я принимал участие в концерте к 8 Марта в Михайловском театре, когда Валентина Матвиенко вручала вместе с правительством города подарки женщинам. Мы тогда предложили: пусть мужчины, занимающие руководящие посты, поздравят женщин исполнением песен, а мы им саккомпанируем. Нашлись десять добровольцев, которые очень эмоционально это сделали! И получилось событие. А теперь мы задумали с директором Михайловского театра Владимиром Кехманом провести концерт для ветеранов в День Победы, где, помимо нас, артистов, спели бы по куплету люди,  работающие в социальной сфере. Обожаю такие проекты. Однажды вместе с Никитой Михалковым мы записали песню из фильма «Я шагаю по Москве». А когда-то с «Браво» спел Муслим Магомаев «Лучший город земли», песня вошла в диск «Дорога в облака».– Валерий, ваша юная дочь – тоже Виола – пишет стихи. Вы даже ее книжку издали. Она по-прежнему создает свои, как она говорит, «фантазии и поэзии»? –  Понятно, что каждый родитель гипертрофированно относится к успехам своих детей. Но Виола и в пять лет, и сейчас пишет, как проводник, будто что-то ей дается свыше. Именно так и создаются настоящие песни, стихи. Мне хотелось зафиксировать ее восприятие мира. Нашел  художника, рисунки которого соответствовали бы текстам, и к 10-летию дочери выпустил книгу «Фантазии и поэзии». Ее можно купить в книжных магазинах. На обложке значится автор – Виола Сюткина. Ее одноклассник как-то попросил автограф, и дочь написала «В» по-русски, а «С» как доллар. Молодец ребенок, готовится к выходу на международный уровень. – А песни Виола сочиняет? Может, поет?– Я не вижу на лице счастья, когда она посещает уроки фортепьяно и вокала. Но я не ставлю задачу обязательно подготовить кадр для шоу-бизнеса. Мне кажется, к тому времени, когда Виола закончит учебу, музыка окончательно перестанет радовать человечество. Когда мне задают вопрос как художественному руководителю эстрадного отделения университета, где я преподаю, что надо делать, чтобы стать удачным в шоу-бизнесе, я могу сказать лишь, чего не надо делать молодым исполнителям. – А чего не надо делать?– Нельзя думать лишь о внешней стороне, о том, как выглядеть. Картинка оказывается важнее содержания. Нет, молодежь петь умеет, берет звуки здорово, многие технично играют на гитаре. Но чего-то не хватает. Того, наверное, что было в группе Led Zeppellin, истовой преданности всему этому миру музыки нет. У меня есть постулаты на этот счет: успеха иногда достигает тот человек, который хочет его достигнуть, чуть чаще – когда он при этом талантлив, и всегда – тот, кто выбирает нечто главным делом своей жизни. – Но неужели вам самому неважно, как вы выглядите? За вами даже слава пижона закрепилась. Не поверю, что неважно…– Да, одежда, внешность – атрибуты, необходимые артисту. Но при этом мне больше нравится процесс, а не результат. В профессии я ставлю задачу развлекать других, а не блистать самому. Поэтому получается легко, ведь я не думаю, как выигрышней выглядеть. А потом еще что важно – с годами характер проявляется на лице, и  человек выглядит с возрастом так, как он должен выглядеть.– Кому же из молодых исполнителей вы отдаете предпочтение?– Объективно главным явлением за последние 15–20 лет, считаю, стала Земфира. Мне даже глубокого анализа не надо делать, чтобы сказать: она не выдавливает песни из тюбика и не конструирует что-то из других песен. Она является проводником. Так и должно быть. – Певцы, они от Бога?– Сочинители – от Бога. Певцом можно стать за счет природных данных, тренировок А вот те, кто пишет, сочиняет да еще и исполняет, – эти достойны повышенного внимания, на мой взгляд. Хотя Николай Расторгуев песни не пишет, а парень – вот такой!– У вас бывают творческие пересечения с Жанной Агузаровой?– Сейчас нет. И вообще я вижу ее раз в пятилетку. И то, что ее сегодня нет на концерте, это я тоже не могу прокомментировать. Возможно, руководителю «Браво» Евгению Хавтану виднее, как отмечать юбилейные даты. Но я отдаю должное певице: у нее редкий дар, не только голосовой. Жанна имеет такую энергетику, которая просто поднимает зал. В мире таких исполнителей мало. Высший пилотаж, когда ты можешь свою энергию, свою эмоцию до последнего ряда докинуть. У Жанны это получается.– А если вспомнить свое вливание в «Браво». Почему пришла мысль примкнуть к этой группе?– Наверное, я был в поиске. Приход к «Браво» лежал и через группу «Квартал», и через «Машину времени», где я пробовал работать. Но в «Машине» мне была уготована роль третьего вокалиста, что меня не устроило. Хотя именно после концерта «Машины времени», который был в Москве в Летнем театре в 90-м году, ко мне подошел Женя Хавтан, сел со мной рядом на скамейку, долго молчал и вдруг сказал: «Может, попоешь у нас?» Я чуть со стула не упал. Спрашиваю: «А где Осин?» – «А он у нас уже полгода не поет». Тогда «Браво» переживало не лучшие времена, слушателей на концертах поубавилось, и они не знали, что делать. Я согласился попробовать. На первой же репетиции трубач Сергей Бушкевич подошел ко мне и говорит: «Да зачем тебе это надо? Ты работаешь у Боярского, у него все так здорово!» Действительно, у Миши Боярского материально мне было хорошо, с группой «Диапазон» мы работали на разогреве, собирали стадионы зрителей по всей стране. Но я принял предложение Хавтана. Начали мы с песенки про стилягу. Песня полюбилась всем, мы с ней в точку попали. Предложил я свои песни «Девчонка 16 лет» и «Я то, что надо». Добавили в репертуар «Будь со мной», «Желтые ботинки». Набралось 15 бодрых песен, и мы с этой программой через неделю рванули в город Сумы. Это был триумф! Нас просто разрывали. Да, сказал Хавтан, с таким парнем можно сварить хорошую кашу. – А потом все развалилось?– А потом мне стало скучно, жутко захотелось музыку писать. Гитарист из «Квартала» Игорь Балашов, мой старый приятель, сказал: «Давай попишем что-нибудь вдвоем». Я так обрадовался, я соскучился по сочинительству! Чтобы не закиснуть, надо периодически менять сферу деятельности. Мы с Игорем песен пять написали. Я их Хавтану принес – и, кажется, он приревновал к моему дуэту с Балашовым. В общем, какие-то личностные моменты сыграли роль. Мы год ездили на гастроли, будучи в напряженных отношениях: я в гримерной сижу, Хавтан – где-то в зале. Насколько я знаю, Маккартни с Ленноном тоже последние пять лет не разговаривали. Я тогда понял: удовольствие из жизни ушло. И мы решили интеллигентно расстаться. Спустя пять лет.– Для вас удовольствие – самое главное? – Я люблю комфорт в жизни и в работе. Но к 50 годам я усвоил два главных афоризма. Первый: удовольствие должно быть без раскаяния. Это очень важно для меня. А второй афоризм от Юрия Никулина, который говорил: «Весело берем бревнышко и весело несем». – Судя по вашей вечной улыбке, вы всегда в добром настроении и грусть вам неведома.– Нет, я  грущу по-своему. И вообще, как говорит моя жена, я люблю одиночество в свободное от работы время. Это действительно мое любимое состояние – посидеть одному, что-то посочинять.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.