В крупные сети попалась
Один из самых скандальных вопросов в сфере малого бизнеса – жалобы на засилье в городе торговых сетей. Справедливости ради нужно сказать, что когда власти решили поддержать этот формат, цивилизованной торговли в городе вообще еще не было, и началась она именно с сетевиков.
Но сейчас действительно сети стали фактическими хозяевами рынка. И к ним много справедливых претензий: огромные наценки на товар (в том числе – путем выбивания скидок от поставщиков), засилье импорта, уничтожение конкуренции. Действительно, официальные отчеты этих компаний показывают невероятно высокую их рентабельность. Правда, разыскать эти отчеты не так просто. На официальных сайтах сетевиков множество информации для потребителей – о скидках, адресах и прочем, но ничего – о своих оборотах и прибылях. К счастью, несколько проще с теми компаниями, которые рискнули выйти на фондовый рынок. Перед инвесторами – хочешь не хочешь – надо отчитываться. Впрочем, и здесь не обходится без сюрпризов. Например, крупнейшая компания X5 Retail Group (в нее входят универсамы, работающие под брендами «Пятерочка» и «Перекресток», а «Карусель» вот-вот к ним присоединится) разместила свои акции на Лондонской бирже. Поэтому ей поневоле пришлось «открыться». Правда, отчеты на русский язык самой компанией не переводятся. То ли руки не доходят, то ли нет желания хвастать. Однако, как отмечают отечественные финансовые аналитики, Х5 в 2007 году оправдала лучшие ожидания рынка. Компании в минувшем году удалось добиться роста выручки до 5,32 миллиарда долларов, или на 52,7 процента. Рост достигнут за счет роста сопоставимых продаж в рублях на 20 процентов и увеличения торговых площадей на 30,7 процента. Чистая прибыль Х5 – 141 миллион долларов. Чистая прибыль пока не поглощенной «Карусели» – 19,7 миллиона долларов. Еще одна сеть, чьи акции доступны, – «Дикси». Ее чистая прибыль в 2007 году увеличилась на 75,2 процента, составив 426,1 миллиона рублей. Выручка компании увеличилась на 43,7 процента по сравнению с 2006 годом, до 1,43 миллиарда долларов. «Патэрсон» акций не выпускал, зато выпустил облигации. Так как размеры квартальной прибыли у сети (полностью она называется ООО «Патэрсон-Инвест») колебались, то пришлось их публиковать. Просуммировав данные за 2007 год, я подсчитал официальную чистую прибыль – 28,7 миллиона рублей. В списке российских миллиардеров (по данным журнала «Финанс») владельцы сетевых структур представлены достаточно широко: Николай Цветков, состояние которого оценивается в 200,9 миллиарда рублей, владеет финансовой корпорацией «Уралсиб» и сетью «Копейка», Андрей Рогачев (116,4 миллиарда рублей) – акционер Х5, «Карусели», кроме того, имеет долю в корпорации ЛЭК, Игорь Кесаев (71,1 миллиарда рублей), владелец многопрофильной группы «Меркурий», которая кроме торговли занимается нефтью, недвижимостью, контролирует московский коньячный завод «КиН» и Завод им. Дегтярева, Сергей Галицкий (57,6 миллиарда рублей) - это сеть «Магнит», Александр Гирда (44,1 миллиарда рублей) – тоже совладелец Х5 и «Карусели», Игорь Яковлев (44,1 миллиарда рублей) – это сети «Эльдорадо» и «Банана-мама», Александр Занадворов (28,2 миллиарда рублей) – «Седьмой континент» – Владимир Груздев (24,5 миллиарда рублей) – «Седьмой континент» (вышел из бизнеса, в настоящее время – депутат Государственной думы). В общем, хотя торговые сети рекламируют свои якобы минимальные наценки и жалуются, что продают социальные товары по соглашению с властями чуть ли не себе в убыток, на деле они обеспечивают своим акционерам и владельцам состояния в миллиарды долларов.прямая речь«Крестьянин цену не завышает»Сергей Калинин, генеральный директор ООО «Бекон», глава фермерского хозяйства (Тосненский район):– Возглавляемая мной фирма – это убойное производство, товар мы продаем как в розницу, так и оптом. Наценка на мясо не так велика – от 5 до 15 процентов. Продукт достаточно дорог, покупательная способность людей ограничена, поэтому каждый процент надбавки очень чувствителен. Сейчас оптовые цены на свиные полутуши – 95–100 рублей за килограмм, полутуши бычков – около 123 рублей за килограмм, мясо коров заметно дешевле, но и потребительские свойства у него не те, так что говядина от старых коров идет в основном в промышленную переработку. Знаю, что наценка на овощи на рынке намного выше. Может быть, это объясняется психологией покупателей: товар, который приобретен за 15 рублей, продают за 30, и кажется, что итоговая цена «дешевая», а ведь произошла двукратная накрутка. Впрочем, я торговлей овощами не занимаюсь. Фермерское хозяйство, где я руковожу параллельно, выращивает на 25 гектарах картофель. При себестоимости около 5 рублей за килограмм картофель уходит где-то за 7,5 рубля. Скоро начнутся поставки нового урожая с юга, так что мы рассчитываем в течение апреля распродать всю прошлогоднюю продукцию нашего хозяйства. А вообще, если посмотреть динамику за последние годы, то видно, что из всех продуктов повседневного спроса именно картофель подорожал меньше всего. Почему? Конкуренция среди поставщиков картофеля максимальна, это факт. «30 процентов отдай торговле»Александр Зорин, президент ассоциации «Хлебопеки Санкт-Петербурга»:– Торговая наценка на хлебобулочные изделия массового спроса (например, ржано-пшеничный хлеб, нарезной батон высшего сорта) в магазинах, делающих ставку на высокий оборот, составляет 20–25 процентов. В самом дешевом универсаме, куда съезжаются пенсионеры со всего города, она еще ниже – около 15 процентов. Наконец, по двум «социальным» сортам (ржаной хлеб и нарезной батон первого сорта), она установлена специальным соглашением с городом – всего в 10 процентов, но этот минимум своего рода аномалия. Что касается небольших магазинов, которые не имеют возможности держать весь ассортимент и зарабатывать на таких товарах, как пиво и сигареты, то в них наценка на всегда пользующиеся спросом сорта примерно 30 процентов, поднять ее еще выше не позволяет конкуренция. Зато в тех точках, что торгуют круглые сутки, ночная наценка на хлеб может достигать и 50 процентов, но это надбавка за особые условия работы. Таким образом, наценка на основные сорта хлеба по городу различается в два раза – от 15 до 30 процентов. По мелкоштучным изделиям, тем же булочкам, обычная наценка такая же, как для товара массового спроса, максимальная, – около 30 процентов. По кондитерским изделиям наценку никто не регулирует, но она тоже не заоблачная: действует фактор конкуренции и эластичности спроса – в период подорожания продовольствия люди просто покупают меньше лакомств.