«Дорог нет, остались лишь направления»
Петрозаводские водители готовы перекрыть улицы в знак протеста против ужасающего качества автотрасс в карельской столице
В Петрозаводске, наверное, не найдется ни одного водителя, который не чертыхался бы каждое утро, выезжая из гаража или с парковки. «Дорог у нас нет, остались только направления», – невесело шутят автомобилисты. И это при том, что ежегодно чиновники всех уровней торжественно отчитываются о сотнях миллионов рублей, затраченных на ремонт и строительство дорог. Почему же петрозаводчане, да и жители других городов и поселков Карелии не ощущают эффекта от столь масштабных вложений?Недавно в карельской столице прошла акция протеста, инициированная местной общественной организацией «Авторадиоклуб-Петрозаводск». Около сотни автолюбителей собрались у здания правительства республики под лозунгом «Нам нужны нормальные дороги». Пикетчикам намекнули: мол, не там стоите. Протестовать надо возле мэрии, ведь именно она отвечает за городские дороги. – У мэрии мы проводили пикет весной прошлого года, – рассказывает один из организаторов акции, главный редактор «Авторадио-Петрозаводск» Григорий Воеводин. – Тогда мы подготовили обращение в адрес городских и республиканских властей, под которым удалось собрать около 5 тысяч подписей жителей карельской столицы. Даже сам мэр Виктор Масляков поставил свою подпись.Автолюбителям какое-то время казалось, что дело сдвинулось с мертвой точки. На ремонт и содержание городских трасс было выделено около 300 миллионов рублей, большая часть этих денег – из федерального бюджета. – Однако даже те дороги, которые были отремонтированы капитально, сегодня уже начинают «расползаться», хотя прошло всего лишь несколько месяцев, – говорит Григорий Воеводин. – Дело в том, что чиновники проявили удивительную нерасторопность. В Карелии период, когда можно вести дорожные работы, очень короткий. Для того чтобы успеть выполнить ремонт, проектно-сметная документация должна была быть готова в марте. Но с этим власти опоздали, соответственно, затянули и с началом ремонта. Многие горожане видели, как асфальт укладывали в ноябре прямо под снег, причем с явными нарушениями технологии: просто срезали старое дорожное покрытие и на его место клали новое. Разумеется, говорить о долговечности таких дорог не приходится.По мнению автомобилистов, не выдерживает никакой критики и так называемый «ямочный ремонт» на самых проблемных участках. Проводившая его подрядная организация, между прочим, давала 5-летнюю гарантию на свои работы. – Кто нас пытается обмануть: чиновники или подрядчики? – задается вопросом Григорий Воеводин. – Не прошло и полгода, как старые ямы и выбоины вскрылись вновь. Каково же было возмущение автолюбителей, когда они узнали, что в нынешнем году конкурс на размещение муниципального заказа на дорожные работы выиграла та же самая фирма! При этом в официальных сообщениях чиновники заявляют, что все участки дорог, восстановленные данной подрядной организацией, «выдержали испытание временем»…«В связи с этим в автомобильном сообществе все чаще звучит мнение о том, что часть денег, выделенных на ремонт дорог, попросту разворована», – говорится в обращении организации «Авторадиоклуб-Петрозаводск». Автолюбители намерены потребовать от властей полного отчета о расходовании средств на реконструкцию дорог. – Готовим заявление в прокуратуру Петрозаводска с просьбой проверить, насколько законным было заключение договоров подряда и соблюдение дорожниками своих обязательств. Кроме того, мы планируем выступить с обращением на имя нового президента России Дмитрия Медведева и поставить вопрос о том, насколько соответствуют своим должностям те чиновники, в чью компетенцию входит решение этих проблем, – поясняет Григорий Воеводин.Автомобилисты полны решимости бить во все колокола. Люди доведены до предела: у некоторых даже возникла идея перекрыть выезд машин из ведомственных гаражей крупных правительственных чиновников. Григорий Воеводин призывает своих единомышленников держаться в рамках правового поля: – У нас есть вполне законные способы заставить власти прислушаться к нашему мнению. С легкой руки петрозаводчан движение под лозунгом «Нам нужны нормальные дороги» набирает силу в интернете: к карельским автолюбителям обращаются за поддержкой их товарищи по несчастью из Пензы, Поволжья, Костромы, Череповца, Кировска… В планах – организовать всероссийскую акцию протеста. Пока же представители общественной организации «Авторадиоклуб-Петрозаводск» ждут официального ответа на свое обращение, которое было направлено главе республики Сергею Катанандову, мэру Виктору Маслякову, а также депутатам Законодательного собрания и Петросовета. В нем автомобилисты, в частности, требуют многократно увеличить финансирование на ремонт дорог, разработать и вынести на суд общественности долгосрочные республиканские программы, в которых будут определены конкретные магистрали, улицы, мосты и виды работ. Кроме того, есть предложение создать общественный совет при карельском парламенте, который призван контролировать выполнение этих программ. Как воспримут эти инициативы власти, пока неизвестно. Но то, что чиновники зашевелились, это факт. На состоявшемся через несколько дней после пикета совещании в правительстве республики премьер-министр Павел Чернов достаточно резко обрушился на своих подчиненных: – Каждый из нас, выходя из этого здания, проклинает наши дороги. Но как только начинаем обсуждать проблему, слышен один ответ – нет денег. Сколько не хватает? Обосновывайте, защищайте свою точку зрения. Главное – научиться делать дороги качественно. Вмешались в ситуацию и правоохранительные органы. На днях прокуратура республики объявила о начале проверки состояния автомобильных дорог во всех районах и городах Карелии. Совместно с ГИБДД работники надзорного ведомства намерены проанализировать, как местное самоуправление исполняет возложенные на него обязательства по использованию автотрасс. Информацию о результатах проверки и принятых мерах в прокуратуре обещают довести до сведения общественности.Конечно, не все автолюбители верят, что от всего этого будет толк. Но ясно одно: ситуация сложилась критическая. В прошлом году 38 процентов ДТП в Карелии произошли из-за плохого качества дорог. Федеральную трассу «Кола» водители вообще называют «дорогой смерти»: вдоль нее тут и там развешаны траурные венки в память о погибших во время многочисленных аварий. Между тем на содержание этой магистрали федеральный бюджет выделяет 650 тысяч рублей на километр. Что же тогда говорить о региональных дорогах, где этот показатель составляет всего 67 тысяч рублей. Как сообщил министр строительства республики Валерий Момотов, карельское правительство намерено предложить Законодательному собранию значительно повысить нормативы расходов на реконструкцию и содержание автотрасс. А всего на эти цели в 2008 году будет израсходован 1 миллиард 87 миллионов рублей, то есть на 224 миллиона больше, чем в прошлом. По крайней мере таковы обещания карельского правительства. Остается надеяться, что деньги эти будут потрачены более грамотно.