Скачут призрачные кони
В Датской королевской опере состоялась мировая премьера детской оперы «Братья Львиное Сердце» по малоизвестной повести Астрид Линдгрен
Новое здание Operaen, что возвысилось на острове Холмен, напротив королевской резиденции Амалиенборг, медленно, но верно наполняется интересным репертуарным содержанием. Каспер бех Холтен, креативный и деятельный художественный руководитель Датской королевской оперы, взял курс на приглашение в Копенгаген самых именитых европейских режиссеров. В прошлых сезонах с театром активно сотрудничал Петер Конвичный («Электра», «Лоэнгрин»). В нынешнем Холтен, чутко угадывая изменившуюся конъюнктуру, пригласил на постановку «Луция Суллы» Моцарта весьма успешного и востребованного Кристофа Лоя, прошлым летом удачно «засветившегося» в Зальцбурге постановкой «Армиды». «Пеллеаса и Мелисанду» изысканно и философично интерпретировал антверпенец Гай Йоостен, несколько лет руководивший знаменитым «Талия-театром» в Гамбурге. А прошедшей зимой в репертуаре театра появилась «Коронация Поппеи» Монтеверди в постановке маститого Дэвида Маквикара. Словом, в Копенгагене теперь работает самый цвет европейской оперной режиссуры, что придает музыкальной жизни Копенгагена оттенок бонтонности и заметно повышает статус оперы как жанра в представлении датчан.В Датском королевском театре, естественно, считают своим долгом время от времени ставить датские оперы. В этом сезоне их было две: возобновление «Маскарада» Нильсена и мировая премьера новой детской оперы «Братья Львиное Сердце». Пышный и дорогостоящий спектакль с кучей визуальных и световых эффектов театр подготовил к весне и наступлению детских каникул. А музыку сочинил Йоахим Хольбек по сюжетной канве малоизвестной повести Астрид Линдгрен. Хольбек успешно подвизается на ниве киномузыки. На территорию оперы доселе не забредал ни разу – и было любопытно послушать, как он справится с оперной спецификой.Приемы эффектного кинописьма идеально легли на волшебную сказку, полную чудес, огнедышащих драконов и восхитительно увлекательных сцен битв и погонь. Впрочем, сказка Линдгрен необычна: в ней отсутствует привычный happy-end. История кончается смертью доблестных братьев-героев, павших в борьбе за свободу. И это придает детскому спектаклю необычно депрессивный оттенок.Главный сюжет структурно вложен в краткий миг между прыжком братьев из охваченного огнем окна и их смертью. Йоханнес погибает от ожогов и переломов, Тьебак – от чахотки и потрясения, вызванного пожаром и смертью брата. Краткий Пролог – лишь заставка. Все последующее действие – это попытка угасающего сознания ребенка объяснить и оправдать ужасную потерю. Тьебак, умирая, придумывает красивую сказку, в финале которой он, подражая поведению брата в реальности, взваливает обожженное драконовым огнем тело Йоханнеса на плечи и прыгает с ним в бушующий водопад.Что касается музыкальной составляющей, то оркестровые эпизоды у Хольбека вышли куда эффектней вокальных (дирижер – Томас Сондергаард). Вокальные партии героев сплошь выстроены на речитативах, однообразно долбящих одну, максимум – две соседних ноты. Да и вокала в опере немного: все диалоги – разговорные, и в массовых сценах речь преобладает над пением.Главное достоинство постановки – это, конечно, изобретательная сценография, световые эффекты и фантастические костюмы. В спектакле в один миг громоздятся горы и текут реки; пышные облака плывут по небу, скачут призрачные кони и летают огромные голуби. Взметается ввысь пламя и шумит водопад. Красочные, яркие декорации с веселенькими домиками за белым штакетником, зеленый луг, синее небо и цветущие вишневые сады утешают детские сердца, а визуальные «примочки» превращают зрелище в высококлассное супер-шоу. Датским деткам спектакль понравился. Так что игра стоила свеч: «Братья Львиное Сердце» явно станет одним из самых посещаемых спектаклей.