Бизнес силен, когда сильно государство
Без поддержки власти рынки не завоевать
Основные параметры государственной «Стратегии-2020» большинству людей хорошо известны. Вопрос в том, что нам сейчас делать, какие механизмы задействовать, чтобы выполнить заявки этой «Стратегии»? Это даже не один, а несколько десятков вопросов, каждый из которых нуждается в ответе. Государство поворачивается лицом к промышленности, переходит от роли «ночного сторожа» в экономике к роли крупной экономической силы по развитию промышленности, что значительно повышает нашу конкурентоспособность на мировых рынках.Но нельзя не отметить, что другие развитые государства делают это в явно больших объемах. Посмотрите на США, где существует свой «Госплан» (конгресс), распределяющий десятки миллиардов долларов на развитие перспективных технологий. А это все – желанный для бизнеса платежеспособный спрос.В России еще и сейчас многие утверждают, что невидимая рука рынка все сбалансирует и взаимоувяжет. Хотя современные экономические теории, если отбросить тонкости, говорят о том, что стихия рынка должна сопровождаться регулированием со стороны государства. Например, по мнению профессора Гарвардского университета Р. Купера, в начале XXI века государство будет играть ключевую роль в достижении экономического роста, но не как предприниматель или менеджер, а обеспечивая общественный порядок, создавая систему поощрений для частного предпринимательства, а также системы накоплений и всеобщего образования граждан. Чем в последние годы характеризуются экономики развитых стран? Тем, что в структуре ВВП растет доля услуг, в первую очередь научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических. Именно на этой стадии формируется конкурентоспособность продукции. Например, весь прирост ВВП США через 10 лет будет обеспечен за счет прироста качественно новой наукоемкой продукции и услуг. Само производство, как правило, перемещается в слаборазвитые и развивающиеся страны. Стратегическая задача отечественной промышленности – это вхождение в систему мировой экономики. Но нас там в качестве индустриального партнера не ждут, рынки давно поделены, на них господствуют транснациональные корпорации и жесточайшая конкуренция. Делиться доходами, естественно, никто не собирается. Мировой рынок, похоже, устраивает наша роль поставщика ресурсов.Кроме того, России ее технологический прорыв придется осуществлять в условиях, когда с Запада собирается новая мощь в лице расширяющегося НАТО, а с Востока поднимается вал новой мощи в лице КНР. Необходимо учитывать эти обстоятельства, а разговоры об «асимметричном ответе» переводить в практическую плоскость.Важной задачей государства является целеполагание. Бизнесу мало одних стратегических установок. Например, оборонным предприятиям нужно уже сегодня точно знать, какой танк, самолет, корабль государство купит в 2020 году. Ведь работа по их созданию занимает больше десяти лет. Это же относится к крупному энергетическому оборудованию, крупным инфраструктурным проектам, ряду других видов промышленной деятельности. Иными словами: крупному бизнесу нужна ясность по крупным длинным проектам государства.Сегодня совершенно ясно, что стратегия развития не должна быть построена на концепции «догнать западную техносферу», наоборот, требуется осуществить «прыжок» в индустриальное будущее. Санкт-Петербург, один из главных промышленных и научных центров России, должен быть моделью и примером для всей страны. Возникает вопрос: какие отрасли должны развиваться в первую очередь, какие должны стать лицом экономики Санкт-Петербурга? Ответ очевиден – высокотехнологичные и наукоемкие. Это судостроение, авиация и космос, радиоаппаратостроение, производство энергетического оборудования, спецматериалы и спецхимия и так далее. Если в прошлом году в центре нашей выставки «Российский промышленник» были автокомпоненты, то в этом году «лицом» выставки должна стать «Российская электроника».Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко поддержала наши предложения об образовании в городе отделения Российской академии наук. Это даст возможность привлечь в город так нужные нам дополнительные ресурсы на развитие инноваций.Необходимо окончательно отрегулировать нормы взаимоотношений частного бизнеса и государства в оборонно-промышленной сфере. Только законодательно защищенный собственник будет стремиться к вложению средств в предприятия, выполняющие государственные контракты. Во всем мире производство вооружений и спецтехники давно уже превратилось в успешный и прибыльный бизнес. Для наших предприятий это платежеспособный спрос, это загрузка, это инновации и это инвестиции. Для города это дополнительный налог на прибыль, на доход физических лиц, это рост заработной платы трудящих.Огромный потенциальный спрос на инновационные разработки заключен в городском хозяйстве. Исторически в этом секторе сложилась крайне низкая производительность труда. Привлечение мигрантов для выполнения неквалифицированных работ – не выход. Необходим перечень проблем городского хозяйства: здравоохранение, образование, мусороудаление и мусоропереработка, ресурсосбережение и другое – все должно быть сформировано с конкретными целями, объемами финансирования и заказчиками мероприятий. Многие предприятия и научные учреждения города смогут предложить свои возможности для решения этих проблем. Необходимо установить размеры средств, которые могут быть выделены на эти цели, поставить их отдельной строкой в бюджете, отдельным разделом в составе городского заказа.К сожалению, предприятиям мало что остается из заработанных ими денег. Промышленность города платит непропорционально много налогов. 20 процентов численности работающих горожан (те, что трудятся на заводах) перечисляют в бюджет города до 60 процентов налога на прибыль. В связи с этим в промышленности остается меньше средств на развитие, на инвестиции. В ней более низкая заработная плата, а это значит, что наиболее квалифицированные кадры будут уходить туда, где больше денег – в банковскую сферу, в страхование, сферу услуг.Необходимо снижение НДС, этот налог препятствует выпуску высокотехнологичной продукции с длинными цепочками добавленной стоимости. Промышленники города с удовлетворением отметили, что в своем выступлении на Государственном совете президент России отметил необходимость снижения налогового бремени, и НДС в частности. Это же подтвердил и Дмитрий Медведев на недавней встрече с членами бюро РСПП. Кроме того, необходимо снижение затрат на импорт материалов и оборудования, не производящихся в России, – нам нужно ускорять техническое перевооружение. На местном уровне нужно изучать возможности города для снижения части налога на прибыль и на землю для приоритетных промышленных и научных организаций.Проблемой является и забюрократизированность. Документы, регламентирующие процесс строительства в Петербурге, насчитывают десятки и сотни страниц. Практика показывает, что промышленный инвестор просто вязнет в них. Сроки для получения разрешений на строительство часто превышают год и более. Нужны новые информационные технологии, снижающие затраты предприятий и организаций на строительство и реконструкцию. Сегодня, в век интернета, обычная почта, курьеры, очереди на прием к чиновникам выглядят архаично. Мы провели выборочное исследование количества платных государственных услуг – их несколько десятков. Причем некоторые из них являются просто консультационными в огромном море разрешительных и запретительных документов. Наши конкуренты в развитых странах вовсю пользуются общегосударственными и местными льготами. На совещаниях в администрации Петербурга часто выступает представитель Американской торгово-промышленной палаты. Из ее выступлений видно, какая мощная помощь для развития инноваций оказывается в Америке со стороны государства: госзаказ, кредиты, программы поддержки НИР и ОКР, многое другое. На один доллар этих затрат из бюджета США приходится 9 долларов прироста ВВП. Аналогичная работа проводится в развитых странах Западной Европы.О чем это говорит? О том, что частный бизнес силен там, где сильно государство, где оно четко знает, чего хочет, и не боится поддерживать свою экономику и напрямую, и косвенно, не ограничивая себя рамками устарелых теорий.