Макаревич собирает старые глупости
Рок-музыкант и художник готов отказаться от гастролей и съемок
В рамках «Книжного салона-2008» состоялась презентация книги Андрея Макаревича и Андрея Белле «Анатомия памяти», в которой представлены репродукции полотен, выставлявшихся в феврале в Государственном Русском музее («НВ» писало об этом), а теперь их могут увидеть зрители в Третьяковской галерее. Макаревич явился на выставку в «Ленэкспо» по-рокерски – в спортивной куртке и кедах, поседевший, немного утомленный (тяжкое бремя славы?). Рядом с ним соавтор книги художник Андрей Белле выглядел по контрасту молодцевато и фасонисто: светлый костюм, закрученные вверх широкие усы – ну совсем как в начале ХХ века. При этом оба автора демонстрировали тесный творческий тандем.Популярный рок-музыкант напомнил публике, что по образованию он как раз художник-график (окончил московский архитектурный), поэтому никаких неожиданностей в том, что он сегодня активно проявляет себя в изобразительном искусстве, нет. Конечно, сказал Макаревич, Андрею Белле легче: в среде известных художников он многие годы признанный авторитет. Макаревичу же приходится отбиваться от нападок графиков и живописцев, что, мол, занимает чужие территории. А иногда обвинения журналистов-искусствоведов выглядят даже забавно: слишком уж Макаревич и Белле не дилетанты, мало проявляют непосредственности, закованы в рамки эстетства. Этим двоим, скорее всего, малоинтересно разбираться с критикой. Их прежде всего увлекает сам процесс творчества. Дружат два Андрея более 20 лет, у них много общего. – Собираем старые глупости – это не антикварные вещи, которые имеют какую-то ценность, а просто предметы прошлого, несущие на себе отпечаток времени, эстетики тех лет. Что это? Перьевые ручки, старые фотографии, медный ковшик, стеклянная вазочка, гильза от патрона, – рассказывает Макаревич. – Год назад я купил за сущие копейки в антикварной лавочке чемодан старинных маленьких фотопортретов, сделанных перед Первой мировой войной. Полдня рылся и выбрал те портреты, которые произвели на меня наиболее сильное впечатление. У Андрея Белле была собрана похожая коллекция. Мы сели вдвоем и решили сделать серию работ на больших холстах. Применили смешанную технику – живопись, графику, фотографию. То, что можно увидеть на выставке и в этой книге, – результат двух недель, которые мы, запершись, провели у Белле в мастерской, Каталог «Анатомия памяти» открывается статьей искусствоведа Александра Боровского с весьма лестными словами по поводу художественного проекта. А в книге отзывов 74-летняя зрительница написала, что ничего лучшего за свою жизнь не видела. Макаревич при этом вовсе не сетует на то, что народ его знает не как художника, а как рок-музыканта, да еще как популярного ведущего кулинарной телепередачи.– Что ж поделать, зомбированность нынешних зрителей такова, что если ей показывать в течение полугода тыкву, то и тыкве будет уготована слава, – говорит музыкант-художник. – Поверьте, я занимаюсь кулинарией ровно столько, сколько среднестатистический мужчина. Мне многое в жизни интересно, у меня расписан каждый день на год вперед, я никогда не останавливаюсь, и мое движение прекратится, только когда я умру. Но я далеко не всеяден, как многие могут подумать, – от очень многих занятий в жизни я отказываюсь.Но вот написание книг стало одним из серьезных увлечений Макаревича – на сегодняшний день их уже выпущено семь. Готовятся к изданию две новые. Одна условно называется «Мужская кулинария» – продолжение проекта «Занимательная наркология». Вторая книга носит название «Вначале был звук». Про звук можно написать множество книг, уверяет старый рокер. А еще Макаревич и Белле задумали новый проект – это опять будут холсты, выполненные в сложной технике. На две недели Макаревич собирается отказаться от гастролей, съемок, поездок. Что именно будет на этих холстах – допытаться не удалось.