Песенное половодье не обмелело

Под одной обложкой собраны лучшие бардовские песни 70-х

Еще с начала 90-х авторскую песню начали отчаянно хоронить, причем сами же ее корифеи. По словам Булата Окуджавы, «она родилась на московских кухнях и там же умерла, оставив несколько имен». Сегодня вновь заметен интерес к этому жанру. Поводом для размышлений о судьбе авторской песни явилась новая книга песен ленинградских авторов 70-х годов «Поющая душа», изданная в серии «Гитара времени». Ее презентация состоится сегодня, 14 мая в 19.30 в студенческом клубе Политехнического института. Книга «Поющая душа» уже стала раритетом. Так что ее издание – дело отнюдь не коммерческое, а скорее душеспасительное. Кстати, это уже пятнадцатая книга, собранная замечательными библиографами авторской песни Аллой и Марком Левитанами. Издавались книги отдельных авторов: Кукина, Клячкина, Вихорева. Однако составителям захотелось отразить всю историю ленинградской авторской песни по десятилетиям, вплоть до нашего времени. Первая книга «Берег надежды» о зарождении движения авторской песни в 50-е, 60-е годы в Ленинграде-городе ушла влет. «Поющая душа» – исторический документ поколения 70-х. В ней – все, кто в то время жил в Ленинграде, учился и писал песни. Страничка из жизни каждого автора – новелла, в которой отражается история поколения. Завершается «дело автора» искусным графическим вензелем, в котором бард и художник Валентин Вихорев отразил собственное настроение от песен каждого. «Ребята семидесятой широты» – послевоенное поколение, хлебнувшее с лихвой и голода, и лагерей, и безотцовщины, как, например, Николай Ивановский. Об этом авторе почти никто не знает, а вот его песню «Постой, паровоз, не спешите, колеса…» – песню Балбеса из фильма «Операция «Ы» распевала вся страна. «Купите мне карасика, смешного и веселого» – пели мы, студенты-первокурсники, и были уверены, что слова эти народные, а ведь был у них замечательный автор Андрей Козловский. Некоторые авторы, представленные в сборнике, запомнились только одной песней. Сами они не знали, что окажутся в истории. Жили, писали... «Скольких людей авторская песня спасла бог весть от чего, ориентируя их на поэзию, на духовность!» – заметил известный бард Борис Алмазов. Кто-то уехал, кто-то ушел из жизни. Эта книга – память о незаслуженно забытых, рано ушедших талантливых людях, песни которых пережили их. Среди авторов – известные актеры: Владимир Рецептер, Юрий Хохликов, а также любимый многими, рано ушедший из жизни Александр Хочинский, автор множества песен на стихи Александра Володина. Когда-то свой творческий путь начинал в клубе «Восток» композитор Григорий Гладков. В книге – история появления на свет знаменитой «Пластилиновой вороны». И самое приятное, что песни-то с нотами и гитарными аккордами. А за всем этим кропотливейший труд собирателей. «Поэтому и промучились над книгой долгих пять лет», – признается Алла. Ну и, конечно, ее украсили песни корифеев ленинградской авторской песни: Александра Городницкого, Александра Дольского, Александра Розенбаума, Евгения Клячкина, Юрия Кукина и других. Главная заслуга этой книги в том, что она отразила мощный пласт поэзии того времени. В ней представлены песни на стихи замечательных поэтов, известных и незаслуженно забытых: Николая Рубцова, Олега Тарутина, Нонны Слепаковой, Александра Кушнера, Эдуарда Успенского, Михаила Яснова, Юрия Левитанского, Вероники Тушновой и других. Для авторской песни поэтическая строка всегда была определяющей, ей подчинялась и мелодия, и манера исполнения. По качеству стихотворного текста она и оценивалась. Есть небезосновательное мнение, что бурный ее расцвет, начавшийся во времена хрущевской оттепели, стал продолжением золотого и серебряного веков русской поэзии. Тогда, в 70-е, авторская песня ворвалась, как новое искусство, рожденное из синтеза поэзии и музыки. Ее появление, по словам Юлия Кима, было вызвано «мощной потребностью в правде» в противовес мертвой советской массовой песне. Зазвучали «неслыханные ранее доверительные, личностные интонации». На абонементные концерты ленинградского клуба песни «Восток» собирались полные залы. Подняться на его сцену было почетно. В 70-е ленинградские барды стали ездить с гастролями по всей стране. Проводились нелегальные песенные слеты в Москве, набирал силу Грушинский фестиваль. Однако, по словам Бориса Полоскина, «в начале 70-х началась жесткая реакция мудрых вождей на не-санкционированное песенное половодье». А это означает, что к тому времени авторская песня стала серьезным общественно-политическим движением. По справедливому замечанию Бориса Алмазова, «именно движение авторской песни подготовило значительную часть общества к тому, что называлось перестройкой».Однако в послеперестроечном хаосе авторская песня не захлебнулась, хотя и ушла в тень. Сегодня она снова востребована. Массовыми тиражами выходят диски классиков жанра. Стихийно возникают фестивали, конкурсы, новые клубы. К примеру, совсем скоро, 5 июня, седьмой по счету международный фестиваль «Петербургский аккорд» будет встречать в «Балтийском доме» исполнителей авторской песни со всей страны, а также из-за рубежа. По-прежнему активно организовывает концерты клуб песни «Восток». Грушинский фестиваль существует до сих пор. Концерты авторов-исполнителей собирают полные залы. И это не случайно. Если раньше авторская песня была альтернативой «советской массовой песне», то сегодня она стала альтернативой искусственно насаждаемым бизнесом гламуру и попсе. Любая массовизация, будь она коммунистической или коммерческой, удобна власти, поскольку обезличивает общество. Личность всегда вызывает опасение, с ней власть либо начинает интенсивно дружить, чтобы заслужить любовь электората, либо бороться. Умные власти не нужны. Для России это диагноз. В центре авторской песни всегда была личность. Поэтому на телевидении ее всегда будет мало. Но она останется, пусть и в малых дозах, пока открыто не критикует власть. Сегодня авторская песня дальше от политики, чем в советские годы, и, слава Богу, не в этом ее задача. Она должна остаться нишей, где мыслящие люди могут продышаться.Конечно, сегодня сложно говорить о чистоте жанра. Авторская песня все больше смыкается и с профессиональной эстрадой, и с роком. И они от этого только выигрывают, становясь умнее и тоньше. Возможно, сегодня авторская песня станет более массовым явлением, чем в советские времена. Ведь официальной, одобренной государством песни сегодня не существует. Искусственно подогреваемый интерес к попсе захлебнется – люди все меньше верят рекламе. Да и рассчитана она в большей степени на тинейджеров. Перья облетят, краска облупится, а авторская песня останется, как и потребность в искреннем, умном разговоре.
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.